Премия имени Кандинского: художник Юрий Альберт награжден за слова, а не за образы

В «Гараже» в пятый раз назвали лауреатов премии Кандинского. Главный приз получил Юрий Альберт за работу словесную, без пластических качеств. Еще две награды достались девушкам
А.Махонин

Это была самая странная из пяти церемоний награждения премией Кандинского: никогда еще люди на сцене – те, кто получал премию, и вручающие ее – не были так глухи к речам друг друга.

Кульминацией вечера стоит считать краткую и эффектную лекцию, прочитанную кинорежиссером, истинным ценителем и блестящим знатоком живописи Питером Гринуэем. Он говорил, что последнее, что увидят люди перед концом света, – это картина, что современное кино – сплошные слова, а не образы, что читать все умеют, а видеть – так нет. Возможно, Гринуэй частично, а то и во всем не прав. Но он автор нескольких гениальных фильмов, визуально изысканных, на их фоне «Меланхолия» Ларса фон Триера выглядит попсой, к тому же легко пересказываемой.

По иронии обстоятельств главный приз премии Кандинского – за лучший проект года – Гринуэй вручил Юрию Альберту за работу, полностью построенную на словах, перепевающую давно сделанное американским художником. Moscow Poll лауреата – имитация выборов, зрителю предлагается ответить на несколько вопросов. Например: «Неужели вы думаете, что искусство – это то, на что вы сейчас смотрите? Если «да», опустите бюллетень в левый ящик, если «нет» – в правый». Увидев на выставке это сочинение, я положила бюллетень в правый ящик, международное жюри премии Кандинского – дружно в левый. В благодарственной речи лауреата Альберт, по существу, не обратил внимания на то, что сказал стоящий с ним рядом режиссер. Наверное, от волнения. Он и сам зрелый и последовательный художник, делает понятные всему арт-миру произведения, особенность которых – назидательность (цель – заставить людей думать об искусстве), рассудочность и внешняя неказистость.

Другой кинорежиссер – Алексей Попогребский, вручая приз за лучший медиапроект, любезно заметил, что киношники должны пользоваться визуальными находками художников. Лауреат Анастасия Рябова, создательница интернет-архива произведений, хранящихся у их авторов, вряд ли может быть чем-то полезна взрослому режиссеру, потому что еще дитя. Как и Полина Канис, признанная лучшим молодым художником и оставшаяся в памяти как «девушка с яйцами» (приз дан за видео, где Полина ловко ловит юбкой куриные яйца).

Количество девушек в номинантах в этом году превышало разумное. Все они по традиции с экрана говорили речи и все рассказывали свои сны, почему-то страшные. Наверное, отбирая финалистов, международное жюри пожалело инфантильных сновидиц – так просто, по-отечески. Другое объяснение девичьим победам найти трудно.

Профессионально занятые современным искусством люди обижаются, когда сторонние говорят, что это искусство – скука и надувательство. Кажется, что награды этого года – что на Кандинском, что на «Инновации» – только утверждают профанов в своем мнении.