Фильм Вернера Херцога "Пещера забытых снов": доисторическое искусство в 3D

В прокат выходит «Пещера забытых снов» – трехмерная киноэкскурсия с Вернером Херцогом к самым древним наскальным рисункам
outnow.ch

Херцог – единственный кинорежиссер и один из очень немногих людей, которые побывали в пещере Шове на юге Франции. Археологи открыли ее в 1994 г. и тут же закрыли, опасаясь за сохранность трех сотен наскальных рисунков, сделанных 30 000–33 000 лет назад (возраст установлен радионуклидным методом). Микроклимат пещеры оставался неизменным со времен ледникового периода, когда вход закрыла рухнувшая скала. Любое колебание температуры и влажности может оказаться для рисунков губительным, поэтому в пещере Шове нельзя не то что снимать, а даже дышать.

Херцогу – можно. Он снимал в Антарктиде и в джунглях Амазонии, он настоящий боевой генерал мировой документалистики (хотя некоторые из его игровых проектов намного экстремальней: достаточно вспомнить титанические и трагические съемки «Фицкарральдо»). Если выбирать одного режиссера, которого можно пустить в пещеру Шове, то этим режиссером, без сомнения, должен быть Херцог. Министр культуры Франции одобрил проект.

Снимать нужно было быстро. Портативной аппаратурой, которая не нагревается. Но, увидев рисунки, Херцог понял, что фильм будет в 3D. Потому что в пещере Шове практически нет плоских поверхностей. И животные, изображенные на стенах, тоже не плоские. Их тела прихотливо рассечены выступами скалы, древний художник видел их морды и лапы одновременно спереди и сбоку, умел использовать грани и углы, разломы и впадины, анализировал изображение, которое наносил на сложный рельеф; древний художник мыслил почти как кубист!

А иногда как кинематографист. В пещере есть рисунки, на которых изображены бегущие животные с восемью ногами или последовательные фазы движения, и это особенно восхищает Херцога, увидевшего в древней живописи протокино.

Но восхититься и отойти в сторону для Херцога мало. Закончив съемки наскальных рисунков, он едет к пруду, где живут радиоактивные крокодилы-альбиносы, и, глядя на них, рассуждает о цивилизации и прогрессе. Даже в научно-популярном жанре Херцог остается автором. «Пещера забытых снов» логично вписывается в его фильмографию и философию. Пускаясь в рискованные экспедиции к туземцам Южной Америки, Херцог вслед за романтиками ищет «естественного» человека. Используя новейшие технологии, Херцог скептически относится к современности. Снимая пещеру Шове, Херцог вспоминает о крокодилах-альбиносах.

А потом с удовлетворением отмечает, что эта финальная часть особенно нравится зрителям. Зрители знают, что фильм Херцога обязательно должен быть хотя бы немного безумным.