Юань на весь мир

Вторая и третья экономики мира – Китай и Япония – договорились, в какой валюте они будут торговать

Япония и Китай договорились активнее использовать юань и иену в двусторонней торговле и инвестициях. Соответствующие соглашения премьер Японии Йосихико Нода и его китайский коллега Вэнь Цзябао подписали на этой неделе. Обе страны намерены снизить издержки и риски для национальных компаний, объявили премьеры. Сейчас в 60% двусторонних сделок используются доллары: японские экспортеры неохотно принимают юани, а китайские – иены.

Китай – крупнейший торговый партнер Японии с оборотом торговли в $340 млрд (данные за 2010 г.). Но объемы двусторонней торговли в юанях столь малы, что статистические ведомства их не учитывают. Из-за жестких ограничений на ввоз капитала японские компании могут инвестировать в юанях только в гонконгские компании. Япония продвигала иену как единственную азиатскую валюту, объясняет экономист Mizuho Securities Шень Джингуан, это успех китайского правительства. Хотя соглашения скорее декларация о намерениях, они явно свидетельствуют об усилении позиций юаня в Азии, считает гарвардский экономист Джеффри Франкел, но до «многовалютного» мира еще далеко.

Также Китай заключил валютные соглашения с Таиландом и Пакистаном об открытии своповых линий на 80 млрд юаней ($12,6 млрд). «Все это подтверждает твердое намерение Китая вывести юань на международную арену», – считает экономист BNP Paribas Кен Пен.

США надеются, что благодаря более активному использованию юаня в международной торговле Китай реформирует свою валютную политику: будет меньше жестко регулировать курс, либерализует ставки, снимет излишние ограничения на сделки с валютой и реформирует банковский сектор, перечисляет экономист Моррис Голдстейн из Peterson Institute.