Вручение "Золотых глобусов": что "Потомкам" – драма, то "Артисту" – комедия

Триумфаторами «Золотого глобуса» стали фильмы «Потомки» (в драме) и «Артист» (в разделе «комедия или мюзикл»). Сезон больших американских кинопремий открыт
Mark J. Terrill/ AP

Награды Ассоциации иностранной прессы, аккредитованной при Голливуде (The Hollywood Foreign Press Association – HFPA), – не главные указатели на дороге к «Оскарам», но первые важные индикаторы голливудских настроений, к которым члены HFPA проявляют большую чуткость: вопреки распространенному заблуждению, это не критики, а люди при звездах и пресс-агентах, светская тусовка. Черед всерьез предсказывать распределение призов Американской киноакадемии настанет, когда о своем выборе объявят две главные киногильдии – продюсерская (21 января) и режиссерская (28 января). Номинанты на «Оскары» будут названы в промежутке между этими событиями (24 января).

Но круг главных для Америки фильмов 2011 г. очерчен уже вполне определенно: в списках номинантов профильных гильдий (режиссерской, актерской, продюсерской), многочисленных критических ассоциаций и «Золотого глобуса» мелькают одни и те же имена и названия, хотя не всегда в одинаковых конфигурациях. Например, победители «Золотого глобуса», которые выиграли в двух равноценных разделах – «драма» и «комедия или мюзикл», – на «Оскаре» окажутся прямыми конкурентами.

Сравнивать «Оскар» и «Золотой глобус» вообще некорректно: слишком разный регламент. Помимо деления по жанрам, на «Глобусе» есть еще огромный телевизионный раздел, поделенный, в свою очередь, не только на «драму» и «комедию/мюзиклы», но и на «сериалы» и «мини-сериалы или фильмы, сделанные для телевидения». Но это отдельный мир, а нас интересует большой экран.

Победившие в разделе «драма» «Потомки» (The Descendants) Александра Пэйна получили призы за лучший фильм и лучшую мужскую роль (Джордж Клуни сыграл гавайского землевладельца, узнавшего о неверности лежащей при смерти жены). Практически та же картина – с «Артистом» Мишеля Хазанавичуса: в комедийно-музыкальном разделе он стал лучшим фильмом, а Жан Дюжарден, сыгравший обобщенно-пародийный образ актера немого кино, получил приз за лучшую мужскую роль (повторив каннский успех). Кроме того, у «Артиста» «Глобус» за лучший оригинальный саундтрек, но, если учесть специфику жанра, это не слишком нарушает паритет.

Ни Хазанавичус, ни Пэйн не получили приз за режиссуру; он достался Мартину Скорсезе за фильм Hugo (в нашем прокате «Хранитель времени»). Другой классик, Вуди Аллен, назван лучшим сценаристом (за «Полночь в Париже»).

Лучшими актрисами стали Мэрил Стрип («драма») и Мишель Уильямс («комедия или мюзикл»). Обе сыграли исторических персонажей: Стрип – Маргарет Тэтчер в «Железной леди» (Iron Lady), Уильямс – Мэрилин Монро в «Моей неделе с Мэрилин» (My Week With Marilyn).

Призы за «поддерживающие роли» получили Октавия Спенсер из «Прислуги» (The Help) и Кристофер Пламмер из «Начинающих» (Beginners).

В анимационной номинации выиграли «Приключения Тинтина» (The Adventures Of Tintin) Стивена Спилберга.

Лучшим фильмом на иностранном языке стал победитель Берлинского фестиваля – иранский «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади: он обошел, в частности, два каннских фильма – «Пацана на велике» братьев Дарденн и «Кожу, в которой я живу» Педро Альмодовара.

А теперь об общих очертаниях кино-2011, как его видят в Америке. Ассоциация иностранной прессы при Голливуде, продюсерская, режиссерская и актерская гильдии солидарны в том, что самые заметные фильмы года – это «Потомки», «Артист», «Хранитель времени», «Полночь в Париже», «Прислуга», «Железная леди», «Моя неделя с Мэрилин», а также «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера, «Мартовские иды» Джорджа Клуни, Moneyball (в нашем прокате «Человек, который все изменил») Беннета Миллера, Bridesmaids (у нас «Девичник в Вегасе») Пола Фейга, «Альберт Ноббс» Родриго Гарсии и «Боевой конь» Стивена Спилберга. А пятерка режиссеров года – Аллен, Финчер, Хазанавичус, Пэйн и Скорсезе. Вот из этих карт и будет раскладываться оскаровский пасьянс.