Чиновники выступили против монополии автоконцернов

Cовмещение продаж и обслуживания автомобилей, ограничения сроков дилерских договоров и запрет ремонтировать «чужие» машины – все эти привычные для автоконцернов методы работы с дилерами нарушают антимонопольное законодательство, полагает Федеральная антимонопольная служба (ФАС)
Е.Кузьмина/ Ведомости

ФАС рассматривает вопрос о возбуждении антимонопольных дел в отношении дистрибуторов и дилеров автомобилей марок Skoda, Hyundai, Kia, Jaguar, Land Rover, Ford, а также запчастей к автомобилям марок Audi, Skoda, Volkswagen, в связи с чем проводит анализ соответствующих товарных рынков. Об этом сообщила вчера служба.

Представители автоконцернов, упомянутых в сообщении, не смогли прокомментировать эту новость. Все массовые марки из этого списка входят в десятку самых продаваемых в России, Audi по итогам 2011 г. заняла 23-ю позицию, Land Rover – 30-ю, а Jaguar – 48-ю.

ФАС нашла в действиях дистрибуторов восемь признаков нарушения антимонопольного законодательства (их полный список см. на www.vedomosti.ru). Например, служба недовольна, что многие дистрибуторы обязывают своих партнеров совмещать функции продажи автомобилей и их сервисного обслуживания. Дистрибуторы, продолжает ФАС, не устанавливают ясных требований по отбору дилеров, искусственно ограничивают срок действия дилерских соглашений и необоснованно их расторгают. Авторизованным дилерским центрам дистрибуторы запрещают ремонтировать автомобили конкурирующих марок, а независимым центрам отказываются поставлять оригинальные запчасти и аксессуары, продолжает служба. Последняя по счету претензия ФАС – установление дистрибуторами розничных цен на оригинальные запчасти и аксессуары. Все это, считает ФАС, создает «непрозрачную и нездоровую деловую среду» и «ущемляет интересы» продавцов и сервисных компаний.

Если служба возбудит антимонопольные дела по статьям, связанным со злоупотреблением доминирующим положением, на нарушителей может быть наложен оборотный штраф – до трех сотых от суммы выручки правонарушителя на рынке данного товара, но не более 1/50 совокупного размера общей выручки правонарушителя. Но ФАС уже предлагает автодистрибуторам добровольно устранить выявленные признаки нарушений и установить новые отраслевые правила (см. врез).

Служба заинтересовалась взаимоотношениями дистрибуторов и дилеров автомобилей после многочисленных жалоб со стороны последних. Так, ассоциация «Российские автодилеры» («Роад»), объединяющая крупных продавцов автомобилей, отправила в ФАС письмо с просьбой обратить внимание на дискриминационные положения в дилерских договорах – срок действия некоторых был ограничен годом, и в них была прописала возможность одностороннего расторжения.

На прошлой неделе «Роад» сообщила, что по итогам переговоров дистрибуторы, объединенные в комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), заявили о готовности увеличить срок действия дилерских контрактов и проводить более прозрачную политику развития дилерских сетей.

Председатель комитета Дэвид Томас ранее подтверждал, что автоконцерны готовы к диалогу с дилерами, но настаивают на необходимости сохранить за собой право отбирать дилеров и лишать партнеров дилерства в случае нарушений, так как все дистрибуторы несут ответственность за бренд перед потребителем.