Покончить с рабством

Дмитрий Медведев потребовал вчера «отменить мобильное рабство» – позволить абонентам сохранять номер телефона при смене оператора. Это будет стоить сотни миллионов долларов
М.Стулов/ Ведомости

По оценкам Янина, в России за первый год MNP около 15% пользователей захотят сменить оператора при сохранении номера, если эта услуга будет бесплатной и займет один день. Янин заявил, что в «Открытом правительстве» MNP обсуждали и раньше и поддержали единогласно все его члены, в том числе Михаил Шамолин, президент АФК «Система», основного акционера МТС.

Вчера на заседании «открытого правительства» Дмитрий Медведев потребовал ввести услугу MNP (mobile number portability) – сохранение номера мобильного телефона при смене оператора. Она действует во многих странах – в США, Японии, Корее, Нидерландах, Индии, Белоруссии (см. врез). Отсутствие этой услуги в России президент назвал «мобильным рабством» и пообещал подготовить соответствующее поручение о его отмене Минкомсвязи и Генпрокуратуре.

Представитель Минкомсвязи заявил вчера «Ведомостям», что в министерство поручение президента по MNP пока не поступило, и до тех пор отказался его комментировать.

Представитель прокуратуры отказался комментировать инициативу Медведева. Опрошенные «Ведомостями» эксперты не смогли предположить, какова может быть роль прокуроров в исполнении поручения. Исключение – член «открытого правительства», председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, который вчера докладывал о MNP. В своем выступлении он также рассказал про нарушения запретов на курение и лобби табачной промышленности – «возможно, президент имел в виду подключить прокуратуру к табачной проблематике», рассуждает Янин.

Отменить «мобильное рабство» в России возможно, причем издержки операторов сотовой связи будут минимальны, заверил участников заседания руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, добавив, что ФАС уже три года обсуждает MNP с Минкомсвязи.

У министерства и сотовых операторов иное мнение. В октябре 2009 г. они обсуждали возможность ввести MNP и даже поставили эксперимент: опытная зона была создана в Татарстане. Все операторы тогда высказались против MNP: поддержка услуги слишком дорогая и она перевешивает выигрыш для абонентов.

Операторы предупредили, что дополнительные расходы приведут к росту цен на связь. Минкомсвязи посчитало доводы операторов обоснованными, заявил в октябре 2011 г. министр Игорь Щеголев.

С тех пор позиции связистов не изменились. Услуга сохранения номера требует детальной проработки и больших инвестиций, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. В масштабе страны счет пойдет на десятки миллионов долларов, уточняет ее коллега из «Мегафона» Юлия Дорохина. МТС оценивает общие расходы в $400 млн, рассказывает представитель оператора Валерия Кузьменко. Осенью 2009 г. МТС посчитала, что ей для работы с MNP придется потратить $127 млн. Основная статья расходов, по ее расчетам, – установка MNP-серверов за $13,5 млн в каждом из восьми макрорегионов оператора.

Операторы уверяют, что большинству абонентов это не нужно. Кузьменко ссылается на исследование «Ромира»: только 2% абонентов потенциально заинтересованы в сохранении номеров при смене оператора.

По данным Дорохиной, 93% абонентов «Мегафона» не планируют менять оператора. Но инициативу Медведева она считает позитивной: абоненты получат больше возможностей.

Обратную сторону медали показал Артемьев. По его словам, отсутствие MNP превращает в профанацию любой конкурс по выбору оператора в госструктурах: чиновники и бизнесмены не готовы менять номер мобильного, а операторы не предоставляют услугу MNP.

Шамолин заявил «Ведомостям», что поддерживает идею, но «при ее реализации надо учитывать российскую специфику, прежде всего очень высокий уровень проникновения мобильной связи в стране: сейчас не ясна цена вопроса, какие средства потребуются операторам, чтобы выполнить такие требования, и главное – на какой экономический эффект можно рассчитывать в итоге».

В России номерная емкость закрепляется за операторами и при смене оператора весь трафик все равно пойдет по прежней сети – поэтому MNP должна быть платной, объясняли связисты. Например, «Вымпелком» берет по 500 руб. в месяц с абонентов прямых номеров, приписанных к МТС.

«Мобильное рабство» вместе с невозможностью вычеркнуть из платежки услуги радиотрансляции, которыми не пользуешься, или выбрать энергосбытовую компанию – пример незавершенности реформы и отсутствия конкуренции», – резюмирует Янин.