Telenor приглашена в российский суд

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обжаловала в суде сделку, благодаря которой норвежская Telenor увеличила долю в Vimpelcom Ltd. с 25,01 до 36,4%

Vimpelcom Ltd.

Группа операторов сотовой связи. Основные акционеры (в голосующих акциях) – Telenor (39,51%), Altimo (24,998%), Weather Investments II (18,276%), Виктор Пинчук (5,995%). Капитализация – $16,7 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2011 г., сумма показателей «дочек»): выручка – $23,5 млрд, чистая прибыль (за вычетом доли меньшинства) – $488 млн.

Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск ФАС к двум акционерам Vimpelcom Ltd. – норвежской Telenor и египетской Weather Investments (принадлежит Нагибу Савирису и его семье). Суть иска представитель ФАС комментировать отказался. Но в начале недели чиновник ведомства говорил «Ведомостям», что у ФАС есть вопросы к тому, как Telenor увеличила долю в Vimpelcom.

Telenor начала наращивать ее в феврале 2012 г. – после того, как прекратило действовать соглашение акционеров Vimpelcom, ограничивавшее скупку акций. В феврале она выкупила 11,35% голосующих акций Vimpelcom у Weather Investments, сделавшись крупнейшим акционером Vimpelcom: в ее собственности оказалось 36,4% голосующих акций. А в начале апреля выкупила еще 3,15% у JPMorgan Securities, увеличив долю в Vimpelcom до 39,51%.

Судя по составу ответчиков, претензии ФАС касаются только первой из двух сделок. Но Telenor уверена, что закон не нарушают ни та ни другая, говорит представитель компании Анна Иванова-Галицина. Telenor получала запросы ФАС о сделках и отвечала на них в срок, отмечает она.

Бермудская Vimpelcom Ltd. контролирует 100% российского «Вымпелкома», а тот входит в список стратегических предприятий, и даже приобретение косвенных долей в нем нерезидентами регулируется законом об иностранных инвестициях. Если речь идет о сделке, в результате которой доля зарубежного акционера в стратегическом предприятии оказывается выше 25%, ему достаточно уведомить об этом правительство. Но если покупатель контролируется иностранным государством (как Telenor – Норвегией) и у него уже есть 25% голосующих акций в стратегическом предприятии, то каждый шаг, еще увеличивающий его долю, требует отдельного разрешения.

Если российский суд и признает сделку Telenor недействительной, его решение не может быть исполнено автоматически, говорит партнер Mannheimer Swartling Виктор Топадзе: предметом сделки были акции бермудской Vimpelcom, и исполнение решения может происходить только при наличии соответствующего межгосударственного соглашения или на основании принципа взаимности.

Связаться с Weather Investments вчера не удалось, представитель Vimpelcom Ltd. отказался от комментариев.