Кризис на «восьмерке»

Участники саммита G8 в Кемп-Дэвиде (США) искали пути выхода из экономического кризиса и сложной ситуации, в которой оказался сам формат «восьмерки»

Саммит «восьмерки» американская сторона готовила в духе «возврата к истокам», рассказал посол МИДа по особым поручениям Вадим Луков: дискуссию формировали сами лидеры стран-участниц, в простом по форме итоговом документе фиксировались результаты обсуждения, а к нему прилагались тематические планы конкретных действий. Ранее, как рассказал Луков, итоговые документы могли насчитывать по 50 пунктов, которые согласовать было крайне трудно.

Вопрос о необходимости формата «восьмерки» встал в связи с резко выросшей с начала кризиса 2008 г. роли «двадцатки». Сперва было решено разделить тематику саммитов (политика – на G8, экономика – на G20), но найти границу оказалось сложно. На саммите в Довиле (Франция) организаторы предложили обсуждать не глобальную экономическую ситуацию, а проблемы конкретных участников встречи. Опыт Франции был признан успешным, и многие вопросы довильской повестки вошли в программу саммита в США.

На итоговой пресс-конфе­ренции премьер России Дмитрий Медведев подтвердил, что, если бы не существенное ухудшение ситуации в зоне евро, в США меньше бы говорили об экономике. Но в итоге ситуация в еврозоне и сопутствующие этому вопросы заняли ключевое место. По словам члена российской делегации, участники саммита зафиксировали, что в целом кризисные явления, начавшиеся в 2008 г., удалось преодолеть, мировая экономика не впала в рецессию и теперь главной целью является наращивание производства и создание рабочих мест. Однако это требует новых кредитов и дешевых энергоресурсов, при том что ранее взят курс на сокращение дефицитов бюджетов и стабилизацию госдолгов. По словам Лукова, дискуссия свелась к тому, что нужно не подходить с одной меркой ко всем странам, а позволить самостоятельно определять методы и сроки реформ.

Не обошлось без трений, сообщила The Guardian: президент США Барак Обама и британский премьер Дэвид Кэмерон хотели, чтобы канцлер Германии Ангела Меркель представила конкретный план преодоления кризиса в еврозоне. Французский президент Франсуа Олланд настаивал, что будущее Греции должно быть только в еврозоне. В свою очередь, команда Меркель указывала, что Греция может отправиться в свободное плавание. В итоговом коммюнике говорится, что «восьмерка» сохраняет интерес в присутствии Греции в еврозоне при условии выполнения всех взятых обязательств.

Медведев на саммите был не столь активен, как на предыдущей встрече в Довиле, отмечает AFP. Он не спорил с необходимостью политической передачи власти в Сирии, рассказал журналистам заместитель помощника президента США по национальной безопасности Бен Родс. Впрочем, формулировка коммюнике оказалась дипломатичной: «восьмерка» поддержала выполнение плана Аннана, предполагающего политические переговоры по выходу из кризиса.