Шесть сетей с одной корзиной

Небольшие розничные сети продолжают объединяться в закупочные союзы, чтобы получать от поставщиков не меньшие скидки, чем федеральные игроки. Вслед за сибирскими ритейлерами закупочный союз создали сети на Урале и Северо-Западе

Самое крупное закупочное объединение в России – это «Система Т3С» Союза независимых сетей России. Она работает с 2007 г. и сейчас товар через Т3С заказывают 43 розничные сети с оборотом около $2 млрд за 2011 г., рассказал гендиректор ЗАО «Система Т3С» и совладелец сети АБК Леонид Абаюшкин (среди участников объединения – московская АБК, архангельский «Панорама ритейл», челнинская «Дуслык», удмуртский «Ижтрейдинг» и др.). «Сис­тема Т3С» собирает заказы сетей и организованно закупает биржевые товары (сыры, сахар, окорочка, рыбу), овощи и фрукты у крупных федеральных поставщиков, заказывает товары под собственными торговыми марками союза («Союзная марка» и «Юнимарка»), организует логистику, объясняет Абаюшкин. В результате, по его словам, мелкие торговые сети получают возможность закупать товары почти на тех же условиях, что и крупные федеральные игроки. В среднем на коллективные закупки приходится 4–7% товарооборота сетей – участниц закупочного союза, но у некоторых доля «союзного» товара доходит до 15%, говорит Абаюшкин.

Шесть небольших розничных сетей (на всех 98 магазинов и 14 млрд руб. годового оборота) в Свердловской области создали закупочный альянс, для того чтобы совместно покупать товар большими партиями, рассказал «Ведомостям» председатель этого объединения Александр Оглоблин. В конце прошлого года сети «Елисей», «Звездный», «Элект», «Атлант» и «Бест-маркет» учредили ЗАО «Союз-ритейл» с уставным капиталом 5 млн руб., а в этом году к ним присоединилась сеть «Пикник». «Закупочная сила объединения выше, чем каждой сети в отдельности, и мы можем претендовать на лучшие условия поставок и большие скидки, а значит, сокращать издержки», – объяснил Оглоблин.

Вместе ритейлеры открыли общий распределительный центр со складами под бакалею, свежие товары и алкоголь, подписали несколько прямых крупных контрактов с поставщиками, начали совместную закупку биржевых товаров (рыба, мясо, сыр) и прямой импорт свежих овощей и фруктов, рассказал Оглоблин. Консолидация закупок, по его словам, снижает закупочную цену в среднем на 10% в категории овощей и фруктов и на 1–5% – в биржевых товарах.

Например, только в апреле, совместно закупая мясо, рыбу и сыры на электронных торгах на 20 млн руб., сети сэкономили 310 000 руб., или 1,56%. Купив в апреле фрукты на 3,5 млн руб., ритейлеры сэкономили около 300 000 руб., или 8,6%, объяснил Оглоблин. Пока на объединенные закупки приходится около 3% товарооборота сетей, но эта доля будет расти, ожидает он: в этом году «Союз-ритейл» расширит биржевое направление, полностью перейдет на поставки овощей и фруктов с распределительного центра, увеличит закупку овощей в портах и за границей и начнет закупку непродовольственных товаров. Сейчас участники этого закупочного союза проводят реорганизацию структуры объединения из ЗАО в кооператив. «Так будет проще управлять структурой, вступать и выходить из объединения, а размер первоначального взноса (пая) будет зависеть от товарооборота сети», – объяснил Оглоблин.

«Союз-ритейл» стал вторым крупным закупочным союзом ритейлеров в восточной части России. Летом 2011 г. закупочный союз создали шесть сибирских сетей с совокупным оборотом более 20 млрд руб. и почти 400 магазинами в управлении. Объединение закупок позволит снизить затраты на транспортировку товаров на 8–10%, экономить от 35 до 46% от закупочной цены на самостоятельном импорте из Китая и снизить затраты на приобретение фруктов и овощей в среднем на 17%, говорил «Ведомостям» гендиректор алтайской сети «Аникс» Юрий Никитин, ставший инициатором союза. Вчера поговорить с ним о работе союза не удалось.

Федеральный союз не всегда удобен региональным ритейлерам, потому как некоторые скоропортящиеся товары они заказывают только у локальных производителей, заказать эту продукцию из Москвы трудно, признает Абаюшкин. Таким сетям разумно объединяться на местах, продолжает он. Примерно по такой схеме работает германский кооператив Edeka, объединяющий около 6000 частных магазинчиков и сетей: в структуре Edeka девять региональных кооперативов, которые занимаются централизованной закупкой товара, напоминает Абаюшкин.

В перспективе и «Система Т3С» может быть преобразована в кооператив, долями в котором будут владеть региональные закупочные кооперативы в Центральной России, на Северо-Западе, Юге, Урале, в Сибири, считает совладелец архангельского «Панорама ритейла» Владимир Бохан.