Темные экраны

Участники рекламного рынка просят московские власти не спешить с принятием новых правил размещения рекламы: под запретом могут оказаться многие современные виды носителей

Гильдия предприятий торговли и услуг Московской торгово-промышленной палаты (МТПП, в гильдию входит несколько десятков предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе операторы наружной рекламы) направила письмо мэру столицы Сергею Собянину с просьбой не принимать в существующем виде проект правил размещения наружной рекламы в городе. А руководители пяти компаний – операторов наружной рекламы, входящих в гильдию, написали письма председателю Мосгордумы Владимиру Платонову и бизнес-омбудсмену Борису Титову. Проект постановления московского правительства «Об утверждении правил установки и эксплуатации рекламных и информационных конструкций на территории города Москвы» подготовлен городским департаментом СМИ и рекламы, в ближайшее время документ готовится рассмотреть правительство.

Правила нужно доработать с участием представителей бизнеса и общественных организаций, пишет в письме президент гильдии Андрей Быканов и просит мэра поручить департаменту СМИ и рекламы создать рабочую группу по доработке правил. Transparency International провела антикоррупционную экспертизу проекта и нашла в нем 40 коррупциогенных факторов, говорится в письме гильдии МТПП (см. врез).

В существующем виде документ не отвечает «современным требованиям и технологиям рекламного бизнеса», утверждают предприниматели, подписавшие письмо к Титову: в него не включены многие современные формы рекламных носителей и, подозревают они, это сделано для того, чтобы устранить с рынка значительное число операторов, большинство из которых – малые предприятия, специализирующиеся как раз на этих носителях. Письмо подписали топ-менеджеры компаний «Ньюформ интернешнл», «Тристарс», «Центр рекламных технологий», «Айвиэм», и «Фенор».

Цифровые рекламоносители широко применяются в развитых странах – их доля, по оценкам экспертов, составит на западных рынках к 2020 г. не менее 80% от общего числа носителей, но проект московских правил, разработанный без участия представителей общественных организаций и рекламного сообщества, почему-то современных тенденций не учитывает, говорит управляющий партнер «Ньюформ интернешнл» Севиль Эфендиева. Проект перечня разрешает такие устаревшие, с ее точки зрения, конструкции, как флаговые композиции, афишные стенды без подсветки и дорожные ограждения с рекламными модулями (они вдобавок не соответствуют ГОСТам по безопасности дорожного движения), но при этом под запретом оказались видеоэкраны (электронные табло) и динамические установки формата 2,4 х 1,8 м, совмещенные с газетными стендами и указателями подземного перехода, удивляется она. Такое ощущение, что правила созданы в интересах крупнейших игроков и учитывают те носители, которыми располагают эти компании, говорит Эфендиева.

Сотрудники аппарата Мосгордумы и приемной Титова подтвердили получение писем от операторов наружной рекламы, сообщив, что эти документы будут рассмотрены в соответствующем порядке. Сотрудник пресс-службы мэра переадресовал вопрос в департамент рекламы и СМИ. Там о претензиях предпринимателей знают.

«Правила сейчас дорабатываются, от гильдии получили поправки и их изучаем», – сказал «Ведомостям» представитель департамента Владимир Яковлев. Но позиция по видеоэкранам и динамическим установкам у города принципиальная: они будут запрещены по требованию ГИБДД как опасные для безопасности дорожного движения, говорит он.

Крупные операторы – Russ Outdoor и Gallery комментировать свое отношение к правилам не стали.

Сейчас в Москве операторы наружной рекламы эксплуатируют около 100 цифровых рекламных поверхностей, еще несколько десятков видеоэкранов есть у МЧС, но на них рекламные сообщения не размещаются, сообщил гендиректор компании «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. На западных рынках действительно очень много цифровых рекламных носителей, но чаще всего они используются в качестве статичных дисплеев с меняющимся изображением – также в целях безопасности дорожного движения.