Kayak поможет улететь

Американский поисковик авиабилетов и гостиниц Kayak, ежемесячно обрабатывающий до 100 млн запросов, заработал в России: теперь через него можно забронировать места в российских гостиницах

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Сейчас сайт работает в тестовом режиме, обнаружил сотрудник «Ведомостей», но через него уже можно приобрести авиабилеты. Официальный запуск состоится 27 сентября, сообщил представитель компании, отказавшись от дальнейших комментариев до этого момента.

Kayak в 2004 г. создали сооснователи крупных сервисов по поиску билетов и гостиниц — Expedia, Travelocity и Orbitz. Сейчас поисковик работает в 17 странах (без учета России) и ежемесячно обрабатывает около 100 млн запросов, говорится в отчете компании. Kayak — метапоиск, он ничего не продает, а только ищет и сортирует предложения по авиабилетам и отелям, предлагает подписку на обновления по заданным параметрам и планированию маршрута, говорится на российском сайте компании. Зарубежные сайты системы позволяют также сравнивать цены на аренду автомобилей, круизы, турпакеты и т. д. Подобная возможность позже появится и у российского аналога, сказано на сайте. Для пользователей Kayak бесплатен, система зарабатывает на рекламе, размещая баннеры на своем сайте и в мобильных приложениях, а также получая плату с компаний, включенных в базу.

На первом этапе компании в России необходимо потратить не менее $10 млн на рекламу, промо, адаптацию сервиса к отечественному рынку и привлечение клиентов, говорит топ-менеджер одного из российских сайтов, специализирующихся на продаже билетов: конкуренция на рынке уже сильна. Конкурентов не так много — Aviasales, Momondo и Skyscanner, возражает директор "Связной Travel" Алексей Дорош. Kayak выбрал удачное время для выхода на российский рынок, считает он. Выход такого гиганта, как Kayak, еще раз подтверждает, что российский рынок онлайн-услуг для путешествий очень перспективен, говорит член совета директоров Onetwotrip Дмитрий Фалькович.

Рынок онлайн-продаж авиабилетов растет на 70% в год и сейчас составляет $3 млрд в год, сказал Фалькович. Это примерно 15-20% от общего объема российского рынка авиабилетов, говорит Дорош, соглашаясь с оценкой рынка.

Первым делом покупатель заходит на сайт авиакомпании и, если там его что-то не устраивает, на помощь приходят метапоисковики: они показывают все возможные варианты и направляют уже к конкретному продавцу, объясняет Дорош. Метапоисковик — хороший инструмент для раскрутки новых продавцов онлайн-билетов, а с Kayak пользователи, возможно, получат доступ к предложениям новых поставщиков, рассуждает он. К тому же, если у Kayak дела пойдут хорошо, вслед за ним в Россию может выйти и Expedia — один из крупнейших игроков мирового рынка онлайн-бронирования, предполагает Дорош.

По итогам первого полугодия выручка Kayak составила $150,2 млн (+37%), чистая прибыль — $11,4 млн против чистого убытка в 3,1 млн в те же месяцы прошлого года. В июле компания в ходе IPO привлекла $91 млн. В первый день торгов на NASDAQ компания подорожала на 29%. Вчера акции компании стоили $27,2 за штуку (цена размещения — $26).