Труба вместо цистерн

«Роснефть» и «Транснефть» договорились о строительстве трубы, которая соединит Комсомольский НПЗ с ВСТО. «Роснефть» сможет экономить на транспорте сырья около $500 млн в год, отмечают эксперты

Из-за проблем на железной дороге принадлежащий «Роснефти» Комсомольский НПЗ не раз рисковал остаться без сырья. Теперь эти проблемы должны уйти в прошлое. «Роснефть» подписала соглашение с «Транснефтью» о строительстве отвода до Комсомольского НПЗ от нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), сообщила вчера пресс-служба нефтяной компании.

Расстояние от НПЗ до ВСТО – около 300 км, говорит сотрудник «Транснефти». Мощность трубы составит до 8 млн т нефти в год, а планируемый срок строительства – четыре года, говорится в сообщении «Роснефти». НПЗ будет подключен к ВСТО в 2015–2016 гг., уточнил вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. Другие детали проекта он не раскрыл.

Согласно пресс-релизу «Роснефти» финансировать проектирование и строительство трубы будет «Транснефть», а нефтяная компания потом компенсирует затраты, оплачивая «долгосрочный согласованный тариф». Размер тарифа будет определен после завершения строительства, говорит сотрудник «Транснефти». Бюджет проекта представители обеих компаний не комментируют.

По оценкам аналитика «Метрополя» Сергея Вахрамеева, строительство обойдется примерно в $700 млн. Хотя из-за сложности рельефа может выйти до $1 млрд, добавляет аналитик Номос-банка Денис Борисов. При этом экономия «Роснефти» на транспорте может достичь $500–600 в год, допускают оба эксперта.

В стратегии «Транснефти» до 2020 г. (утверждена советом директоров в январе) предусмотрено строительство еще двух отводов от ВСТО – на Хабаровский НПЗ Alliance Oil и на будущий Приморский завод «Роснефти» (он же Восточный нефтехимический завод).

Alliance рассчитывает, что ее отвод будет построен к концу 2013 г., говорили в марте представители компании. Стоимость этого отвода оценивалась в 3–3,5 млрд руб.

Сколько будет стоить третья труба и когда начнется стройка, не ясно. Но заработать Приморский завод должен в 2017 г. (его стоимость – 173 млрд руб.), заявил вчера гендиректор предприятия Игорь Косюк. А президент «Роснефти» Игорь Сечин вчера же обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой помочь в подключении к ВСТО на церемонии закладки первого камня завода.