В отключениях виновата соль

Антигололедные реагенты могли стать причиной перебоев с электричеством, установила экспертиза. Дорожники не торопятся вносить изменения в регламент обработки трасс

ОАО «Ленэнерго»

электросетевая компания. Обслуживает потребителей электроэнергии в Петербурге и Ленинградской области. Общая протяженность воздушных линий электропередачи – 37123,3 км. Акционеры: ОАО «Холдинг МРСК» (43,36%), КУГИ (24,56%). pкапитализация – 8,1 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, три квартала 2012 г.): Выручка – 24,6 млрд руб., Чистый убыток– 512 млн руб.

Из-за нарушений на линиях электропередачи (ЛЭП) и сбоев в работе двух подстанций утром 1 февраля примерно в 100 домах в трех районах Петербурга не было электричества. Вчера «Ленэнерго», которой принадлежат обе подстанции, объявила о завершении экспертизы, которую провело ОАО «Научно-технический центр Единой энергетической системы» (НТЦ ЕЭС). Нарушения вызваны «загрязнением и увлажнением изоляторов» и «уносами проводящих веществ с полотна Кольцевой автодороги (КАД) и Западного скоростного диаметра (ЗСД)», цитирует заключение экспертизы пресс-служба «Ленэнерго». Снег под опорами на этих ЛЭП на 80–90% состоял из хлорида натрия, который входит в состав антигололедных реагентов, говорится в документе.

«Мы изучили только пробы снега возле опор ЛЭП, экспертное заключение по изоляторам будет готово в течение месяца», – сообщил «Ведомостям» заведующий отделом техники высоких напряжений ОАО «НИИ по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения» (НИИПТ, дочернее предприятие НТЦ ЕЭС) Лев Владимирский, ответственный за проведение этой экспертизы.

По словам Владимирского, хлорид натрия (поваренная соль), обнаруженный в большом количестве в составе снега под опорами ЛЭП, отсутствует в выбросах промышленных предприятий, он также вряд ли мог быть принесен в таком объеме с океана. «Скорее всего, это выбросы с автомобильных дорог», – резюмирует эксперт. На тех изоляторах, которые успели изучить в НИИПТ, хлорид натрия присутствует в незначительном количестве. «Возможно, это связано с тем, что изоляторы сняли только на следующий день после блэкаута, соль могло смыть дождем. Для того чтобы это доказать, необходимо время», – добавляет Владимирский.

В первые сутки после аварии 2400 изоляторов «Ленэнерго» заменила, сообщает компания. Всего планируется заменить 30000 изоляторов вдоль основных городских магистралей, 14000 из них уже закуплено. «Изоляторы, которые будут использоваться, лучше защищены от воздействия агрессивной среды и смогут дольше противостоять загрязнениям», – утверждает Владимирский. Они стоят в 1,5 раза дороже обычных, но цена в долгосрочной перспективе оправдается, добавляет он. По словам эксперта, существующие изоляторы были поставлены 40–50 лет назад.

В январе 2009 г. на подстанции «Южная» также произошли сбои в передаче энергии. «МЭС Северо-Запада» тогда также сослалась на накопившиеся на изоляции оборудования реагенты, которые интенсивно распылялись на КАД. Комиссия, изучавшая причины сбоев, постановила смазывать изоляторы гидрофобной смазкой, которая защищает их от воздействия реагентов. «Изоляторы подстанции нельзя заменить отдельно, поэтому было принято решение обрабатывать их смазкой, – объясняет Владимирский. – Изоляторы на ЛЭП проще и надежнее заменить на новые». «После сбоев на «Южной» дирекция КАД совместно с «МЭС Северо-Запада» приняла регламент, – говорит представитель дирекции Алексей Измайлов. – Было сокращено количество реагентов на участке возле подстанции, а также снижена скорость на нем». От «Ленэнерго» предложений о совместной работе по предотвращению подобных ситуаций пока не поступало, добавляет он.

В ОАО «ЗСД» возможность внести коррективы в регламент проведения антигололедной обработки и снегоуборочных работ будут рассматривать только после изучения экспертного заключения, утверждает представитель компании Ольга Подклетнова. «Все используемые на ЗСД реагенты сертифицированы и разрешены к применению в зимнее время», – добавляет она.