Мамут онлайн

Александр Мамут и Владимир Потанин объединили интернет-активы – «Афишу и Рамблер» и «Суп медиа». Они хотят создать третью по аудитории компанию в рунете
Александр Мамут/ И.Питалев/ РИА Новости

Об объединении «Суп медиа» с «Афишей и Рамблером» вчера сообщили обе компании. Финансовых показателей сделки партнеры не раскрыли, но сообщили, что управляющим акционером и председателем совета директоров объединенной компании будет Мамут. Близкий к участникам сделки человек сказал «Ведомостям», что Мамут и Потанин получили в новом проекте по 50%, но управлять бизнесом будет только Мамут; сделка была неденежной, это объединение с целью совместного развития интернет-активов.

Компания «Суп медиа» была основана в 2006 г. В нее входят интернет-издание «Газета.ру», блогохостинг Livejournal, сайт Championat.ru. Мамут был первым инвестором «Суп медиа», затем выкупил у «Коммерсанта» Алишера Усманова «Газета.ру» в обмен на долю в 50% «Супа». А в декабре 2012 г. Мамут снова стал владельцем 100% «Суп медиа» – после продажи доли в «Евросети» холдингу Garsdale Усманова и «Мегафону».

Представители «Интерроса» и «Афиши и Рамблера» не стали комментировать сделку.

Потанин сосредоточился на «Норильском никеле» и не хотел заниматься интернетом, а из «Профмедиа» ушли Рафаэль Акопов и Юлия Соловьева, разбиравшиеся в этом рынке, объясняет сотрудник компании – участницы сделки.

Объединение приведет к созданию новой компании – третьей по размеру аудитории в русскоязычном сегменте интернета, цитирует сообщение Мамута. Эта компания станет одним из ведущих провайдеров онлайн-сервисов и главным источником информации об общественно-политических, деловых, культурных и спортивных событиях в рунете – как на экранах компьютеров, так и на смартфонах, как в текстовом, так и в видеоформате, надеется он. По словам Потанина, от объединения выиграют все: акционеры, пользователи, партнеры и в целом высокотехнологичный бизнес России. По подсчетам Forbes, в 2012 г. выручка «Афиши и Рамблера» составила $110 млн, «Суп медиа» – $43 млн.

Очевидно, что таким компаниям надо объединяться и укрупняться: оставаясь игроками средней лиги, они либо должны инвестировать большие средства, чтобы войти в высшую лигу, либо постепенно становиться нишевыми игроками, говорит сотрудник одной из компаний, участвующих в сделке: Rambler – это платформа профессионального контента, Livejournal – блоги, у этих активов может быть синергия. У объединенных проектов будет больше аудитория, ее проще продавать рекламодателям, продолжает он, тем более что у интернет-компаний начались проблемы с продажами медийной рекламы. Во второй половине 2012 г. начали снижаться темпы роста продаж медийной рекламы – из-за падения цен на рекламу на телевидении и общего снижения рекламных бюджетов. А крупнейшие компании типа «Яндекса» и Mail.ru перетянули к себе оставшиеся бюджеты, оставив ни с чем прочих, сетует собеседник «Ведомостей», приводя в пример слабые результаты интернет-подразделения РБК.

В сообщении «Суп медиа» говорится, что аудитория объединенной компании составит 35 млн уникальных пользователей. Ежемесячная аудитория всех проектов «Суп медиа», по данным TNS за февраль, составила 24,18 млн человек. Аудитория блогохостинга Livejournal – 19,19 млн, «Рамблера» – 23,13 млн, «Афиши» – 4,25 млн, «Газета.ру» – 5,6 млн человек.

Продавать активы «Суп медиа» и «Афиши и Рамблера» вместе будет проще – у них резко вырастет аудитория за счет легального обмена трафиком, говорит предправления рекламного агентства IMHO VI Арсен Ревазов, а вот сумеет ли объединенная компания добиться настоящей синергии, а не простого обмена ссылками, будет зависеть от менеджмента.

«Мы все были свидетелями того, как суперуспешная «Афиша» вытягивала менее успешный «Рамблер». Сможет ли компания теперь бежать с двумя гирями? Посмотрим», – говорит гендиректор агентства контекстной рекламы iConTex Мария Черницкая. По словам гендиректора Adwatch Андрея Чернышева, компании смогут рассчитывать лишь на синергию в расходной части. Например, «Суп медиа» и «Афиша» могли бы объединить команды, говорит он. В глазах рекламодателей ситуация не изменится, предполагает Чернышев, если только компании не представят какой-то новый совместный продукт: слишком много дублирующих активов с ориентацией на одну и ту же аудиторию. Непонятно, как в объединенной компании будут сосуществовать такие конкурирующие проекты, как «Лента.ру» и «Газета.ру», «Авторамблер» и «Мотор.ру», соглашается источник в одной из объединяющихся компаний.

У «Рамблера» непростая судьба. Он был создан еще в 1996 г. и стал первой в рунете поисковой системой. Но постепенно потерял лидерство, его обошли «Яндекс», Google и даже Mail.ru. Тогда «Рамблер» отказался от развития собственного поисковика и сейчас использует поиск от «Яндекса». Доля «Рамблера» на этом рынке составляет 1,3%, по данным Liveinternet (доля «Яндекса» – 62,5%, Google – 25,3%, Mail.ru – 8,8%). В 2007 г. 54,8% «Рамблера» приобрел медийный холдинг «Профмедиа», принадлежащий «Интерросу». А в 2010 г. «Рамблер» был объединен с «Афишей» и стал полностью медийной площадкой.