Или вырасти, или выкупи

Александр Мамут готов заплатить за возможность своими руками превратить объединенную компанию «Афиша и Рамблер» – «Суп медиа» в лидера рынка. Если через три года результаты не устроят партнера – Владимира Потанина, он выкупит его половину компании по фиксированной цене
Александр Мамут/ С. Портер/ Ведомости

Сделка между «Интерросом» Потанина и ANN Мамута подписана в выходные, сказал «Ведомостям» представитель «Интерроса». Сделка безденежная, «Афиша и Рамблер» Потанина и «Суп медиа» Мамута объединяются в одну компанию, в которой партнеры получают по 50%. Мамут становится управляющим акционером, он занимает пост председателя совета директоров, сообщали партнеры.

Мамут фактически полностью взял на себя управление этим бизнесом, говорят два источника «Ведомостей», близких к «Интерросу», он назначит гендиректора компании, а сам «Интеррос» – финансового директора. Кандидаты на обе должности уже определены, сказал источник, близкий к Мамуту.

Мамут верит в этот проект и обязался через три года выкупить долю «Интерроса», если Потанин захочет выйти из бизнеса (например, его не устроит капитализация). Цена выкупа зафиксирована в договоре сторон. Об этом рассказывают все три собеседника «Ведомостей». Именно из-за такого опциона и того, что Мамут готов взять на себя ответственность за проект, Потанин согласился на равные доли в проекте, хотя стоимость «Афиша и Рамблер» явно выше, чем «Суп медиа», объясняет источник, близкий к «Интерросу».

Новая компания займет 3-е место по размеру аудитории в рунете, обещал на прошлой неделе Мамут, и станет «одним из ведущих провайдеров онлайн-сервисов и главным источником информации об общественно-политических, деловых, культурных и спортивных событиях». Пока объединенная компания – то ли седьмая, то ли пятая (см. врез).

Новая компания должна стать третьей не только по аудитории, но и по финансовым показателям, указывает президент «Профмедиа» Ольга Паскина. Выручка интернет-бизнеса «Профмедиа» в прошлом году составила, согласно отчетности, 3 млрд руб. (включает доходы «Бегуна»). Финансовые результаты «Суп медиа» не раскрываются, журнал Forbes оценил доходы этой компании в 2012 г. в $43 млн.

Арсен Ревазов, председатель совета директоров селлера IMHO VI (среди прочего продает рекламу на «Афиша и Рамблер», а также на проектах «Суп медиа»), полагает, что при умеренно оптимистичном сценарии выручка объединенной компании через три года превысит $200 млн, EBITDA будет составлять $100 млн, а стоить она будет примерно $1 млрд. Крайне важно, чтобы компанию возглавил эффективный управляющий, оговаривается он. С такими показателями, правда, объединенная компания вряд ли станет третьей в России – отрыв от лидеров слишком велик. Выручка «Яндекса» уже в прошлом году (а не через три года) была около $950 млн, а Mail.ru Group – $680 млн.

Сколько именно Мамут пообещал выплатить Потанину через три года, собеседники «Ведомостей» сообщить отказались, один из них сказал лишь, что «это действительно хорошая сумма».

Сделки с опционом характерны для онлайн-проектов из-за непредсказуемости этого бизнеса, рассуждает глава инвестиционного фонда, специализирующегося на интернете. Логично, что Мамут, который рискует больше, получил лучшие условия при объединении, но при этом подкрепил свои обещания и веру в проект денежными обязательствами. Другой медиаинвестор считает, что Потанин зря согласился на фиксированную сумму, лучше было прописать выкуп по рыночной цене, но не ниже оговоренной заранее стоимости.

Мамут не ответил на вопросы «Ведомостей».