Бизнес-образование: За знаниями к конкуренту

Бизнес-туры на зарубежные предприятия не новый, но по-прежнему малоизвестный у нас инструмент обучения. Что это – серьезная работа, насыщенная встречами в офисах и цехах, или возможность отдохнуть за счет работодателя?

Цена визита к конкуренту. $6000

плюс билеты и проживание придется заплатить, чтобы вас пустили в закрома и ответили на любые ваши вопросы в WalMart, Starbucks, Home Depot, Target, Costco, Whole Foods и других предприятиях ритейла США

$6000

плюс билеты и проживание за визит на такие передовые предприятия Японии, как Toyota, Honda, Suzuki, Mazda, Fuji Heavy Industries, Nissan и другие (в эту цену входит полный пакет услуг)

3000 евро

за визит на строительные площадки известных немецких компаний DIG Deutsche Innenbau GmbH, Kafer Konstraktion AG, занимающихся строительством дорог

$4650

за встречу с представителями МВФ, министерства торговли и администрации малого бизнеса США (цена поездки с билетами и проживанием)

Эдуард Уашев, старший управляющий партнер ООО «МВА консалтинг», выпускник Vlerick Business School

Я смог лично убедиться в том, что качество управления предприятием, которое мы как консультанты помогаем создавать нашим клиентам, не уступает европейскому. Другое дело – KPI, по которым оценивают эффективность работы менеджмента. У нас они скорее китайские или мексиканские, чем европейские.

Дамир Самигуллин, выпускник МВА «Сколково» 2012 г.

В общении с индийскими бизнесменами поражает нацеленность на процесс, а не на результат. Важно то – как, а не то – что. Это не работает в российском бизнесе, поэтому в будущем я еще несколько раз подумаю, прежде чем иметь дело с бизнесменами из Индии. С ними интересно общаться, у них отлично отлажены процессы, но с ними сложно построить долгосрочные отношения, нацеленные на результат. Зато в плане аутсорсинга Индия – идеальная страна.

Михаил Бакунин, выпускник Instituto de Empresa, руководитель подразделения, Nissan

Наиболее запоминающаяся поездка была на необитаемый остров – как из рекламы баунти. Ночевали в палатках, купались в море и горной речке, ходили по джунглям с гидом, поднимались на старый испанский маяк, ночью пели песни под гитару и жгли костры. Контраст с офисным миром потрясающий, филиппинцы умудряются сохранить нетронутую природу.

Александр Банков, выпускник Vlerick Business School, начальник юридического департамента, ОАО «СЭБ банк»

Самым интересным представителем бизнеса стал, на мой взгляд, специалист по безопасности, обладающий значительным опытом работы на ФБР. Он рассказывал о практиках, похожих на сценарий шпионского фильма, которые тем не менее становятся повседневностью в компаниях, работающих на глобальных рынках.

У нас бум на недельные деловые туры для директоров средних школ со всей России: успешно прошли уже пять таких программ, в ходе которых участники познакомились с системами среднего образования сразу в трех или четырех странах в зависимости от программы: Швейцарии, Германии, Франции/Австрии), – рассказала «Ведомостям» Елена Зубкова, вице-ректор школы бизнеса «Мирбис». – Ранее мы провели несколько деловых стажировок для директоров сельскохозяйственных предприятий России в Германии, Великобритании, Швейцарии и Франции», – продолжает она.

В среднем стоимость недельной программы бизнес-путешествия в разных компаниях – 50 000–200 000 руб. без учета авиабилета, а иногда и проживания (индивидуальная программа дороже). И хотя компании пытаются сокращать издержки во всем, спрос на услугу все равно сохраняется, делится Елена Шамельян, заместитель директора компании ASG Corp., работающей на рынке бизнес-путешествий.

«Не люблю слово «деловой туризм», мы на этом рынке не работаем», – сразу останавливает вопрос корреспондента «Ведомостей» директор российско-украинской компании Fast Forward Дмитрий Бондарь. «Наша работа ничего общего с туризмом не имеет, мы занимается подготовкой деловых поездок на предприятия – технологические лидеры в своих отраслях», – продолжает он. Если не брать во внимание конференционные туры, участники которых зачастую половину времени тратят на отдых по своему вкусу и выбору, то в России и на Украине спрос на деловые поездки за опытом не сформирован, считает Бондарь. Пару лет назад ему позвонили из одного крупнейшего российского госбанка и попросили организовать как можно быстрее встречу главы этого банка со Стивом Джобсом. Это было спустя некоторое время после визита Дмитрия Медведева, тогда президента России, в Кремниевую долину (визит был в конце июня 2010 г. – «Ведомости»). «Банк скоро отказался от такой идеи, зато спрос на давно существующую у нас поездку по предприятиям Кремниевой долины значительно вырос – с 1–2 групп по 10 человек в год до 6–7 групп по 25–30 человек сейчас», – сказал Бондарь.

Этот пример максимально точно отражает суть происходящего на рынке – многие просто не знают, что можно организовать деловой визит для обмена опытом или обсуждения совместного проекта с любой компанией и даже вашим прямым конкурентом, моду здесь формируют наиболее прогрессивные компании России и Украины, считает Бондарь. У любой медали есть и обратная сторона – как на любую люксовую услугу, спрос на поездки по зарубежным предприятиям стабилен, добавляет он.

Традиционные участники таких туров – руководящий состав предприятий из IT-сферы, строительной индустрии, телекоммуникаций, ритейла, производственники. Но появляются и новые клиенты. Например, в марте Fast Forward впервые организовала семидневный визит в Индию, в Хайдарабад и Бангалор, 10 российским и украинским специалистам в IT-сфере в высокотехнологичные компании (ТАТА Consulting Service, Infosys, WIPRO, CA Technologies, Mahindra Satyam, SAP Labs, а также небольшие прогрессивные компании Happiest Minds и MITS).

Школьные правила

Помимо отраслевых туров на Западе очень распространены поездки по предприятиям других стран как составной элемент учебного процесса на программах MBA и Executive MBA, их называют стажировками или модулями. Международные модули и их количество являются одним из преимуществ для программ – участниц рейтингов: например, в рейтинге Financial Times данные о международном компоненте программы дают 2% веса в итоговом балле.

Школа бизнеса Fuqua Duke University уже четыре года привозит слушателей своей наиболее амбициозной программы Global Executive MBA (16-е место в рейтинге Executive MBA программ Financial Times за 2012 г.) в Санкт-Петербург, где их знакомят с российской историей и правилами ведения бизнеса по-русски. В один из дней у них были лекции по мировой экономике, эффективности управления и лидерству, которые читали американские преподаватели и гостевые эксперты из работающих в России топ-менеджеров американских компаний. Кроме этого в программу российского модуля входило посещение фабрики БАТ и пивоваренной компании «Балтика», а также достопримечательностей города: Петропавловской крепости, Смольного собора, монумента героическим защитникам Ленинграда.

Иногда стажировки не входят в стоимость программы школ бизнеса: например, во Vlerick Business School слушатели раньше оплачивали стажировку дополнительно (5000 евро). Но с этого года она стала обязательной для всех и входит в стоимость программы. Для России пока более характерно не включать деловую поездку заграницу в общую цену обучения.

Для студентов программы Executive MBA «Бизнес-лидер будущего» Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ два зарубежных модуля – по выбору. Один из последних – четырехдневный семинар в Словении «Лайф, драйв, кайф, или Почему одни страны живут лучше других», проводимый вместе с бизнес-школой города Блед IEDC. Его участникам предлагалось определить, какие факторы позволили Словении добиться экономических, социальных, культурных успехов и как можно построить большой бизнес в маленькой стране после общения с заместителем мэра Любляны, представителем ТПП и компаний Gorenje и Hella Saturnus.

Сейчас сложно представить хорошую программу бизнес-обучения без стажировки на предприятии в другой стране, считает Юлия Федорова, директор Института дополнительного профессионального образования МГМУ им. И. М. Сеченова. Вуз недавно открыл свою первую MBA-программу в медицине, и по ее окончании слушатели отправятся на недельную стажировку в Медицинский университет им. П. Стоянова в Варне, у которого есть своя больница.

Как посчитать

Казалось бы, очевидная мысль о необходимости получения международного опыта в процессе получения диплома о бизнес-образовании разбивается о стагнирующий спрос на программы MBA при их достаточно высокой цене и неясной ценности на рынке труда. Стоимость обучения на программе в топ-10 всевозможных рейтингов российских программ не будет меньше 600 000 руб. за программу, платить еще минимум 15% (80 000 руб.) за модуль за границей захочет не каждый. Поэтому, например, в Санкт-Петербургском международном институте менеджмента (ИМИСП) аналогичные поездки организуются пока не часто. «Последний по времени учебный тур прошел весной 2010 г. и назывался Made in Italy: competitive strategies and responses to globalization», – рассказывает Дмитрий Павлов, директор по развитию и внешним связям ИМИСП. – Этой осенью готовится программа, связанная с операционной эффективностью, операционным менеджментом, международной логистикой».

Некоторые люди в нашей стране убеждены, что не стоит платить посредникам за организацию бизнес-поездки, они сами это сделают лучше и дешевле через системы самостоятельного бронирования билетов и отелей. «Но не нужно путать частную поездку и поездку за знанием и опытом», – предостерегает Шамельян.

Классический деловой тур готовится несколько месяцев под конкретные задачи. Компания ASG Corp. с 1 по 6 апреля прошлого года организовала поездку во Францию для компаний, входящих в состав Тоннельной ассоциации России. Участники посмотрели крупнейшие подземные объекты Парижа, увидели презентацию проекта Grand Paris Express – автоматической линии метро из 72 станций, которая делается с использованием фибробетона и будет завершена к 2023 г., посетили стройплощадку Croix-Rousse в Лионе, познакомились с уникальным по технологиям проектом железнодорожного тоннеля Лион – Турин и побывали на нескольких заводах по производству строительных материалов. И все это – результат целенаправленной работы по поиску предприятий, применяющих новые технологии при строительстве и управлении подземными объектами, а также при контроле за их безопасностью. Конечно, можно приехать самим в Париж, подойти к стройплощадке одной из станций Grand Paris Express и даже попробовать договориться с кем-нибудь о встрече заранее или расспросить о проекте того, кого получится найти. «Но я точно не смогу гарантировать объективность и полноту полученных таким образом данных», – резюмирует Шамельян.

«Те, кто хочет, пусть едут сами. В поездке за опытом самое сложное и дорогое не билеты и гостиница», – говорит Бондарь. В его практике был случай, когда к нему пришли представители очень известного в России человека, который начал курировать бизнес-инкубаторы в IT-сфере, ему нужно было максимум за два месяца погрузиться в тему. Для этого была разработана индивидуальная программа делового визита в США. «Даже если не говорить об индивидуальной программе, нужно понимать, что в крупнейших компаниях любой отрасли единицы сотрудников имеют право общаться с конкурентами, да еще на темы новых технологий и инноваций. Подобрать предприятия, нужных и интересных спикеров – это сложная работа и результат отношений, которые выстраиваются годами», – уверяет он.

Какие плюсы

Зато те, кто побывал в поездке по западным предприятиям, не сомневаются в ее полезности. Среди плюсов делового путешествия на зарубежные предприятия – знакомство с другой культурной средой, возможность посмотреть на другие формы организации бизнеса, получить новые деловые контакты. Vlerick Business School во время недельной стажировки в Бельгии организует своим слушателям визиты на предприятия компаний Van De Velde Lingerie (производство нижнего белья), Volvo Trucks (сборочное производство грузовых автомобилей), InBev (завод по производству пива), Electrabel (предприятие по генерации электрической и тепловой энергии). Эдуарду Уашеву, старшему управляющему партнеру ООО «МВА консалтинг», такая стажировка дала общее представление о бизнесе в другой стране и возможность сравнить его с собственным опытом. «Я смог убедиться в том, что качество управления предприятием, которое мы как консультанты помогаем создавать нашим клиентам, не уступает европейскому, – рассказывает Уашев. – Другое дело – KPI, по которым оценивают эффективность работы менеджмента, у нас они пока далеки от европейских. У всех бельгийских предприятий, которые мы посетили, есть общая черта – внимание к огромному количеству мелочей, позволяющее в итоге получать значительную выгоду», – рассказывает Уашев. Технологически сборочное предприятие Volvo, например, нельзя назвать очень современным, в России есть и поновее, и с большим количеством промышленных роботов, но его менеджеры в первую очередь рассказали о том, как при помощи увеличения площади остекления крыши они практически перестали использовать искусственное освещение в цехах. Руководство завода инвестировало огромные деньги в строительство четырех ветряных источников электроэнергии, которые окупятся не скоро, но все это ради меньшего потребления тепловой электроэнергии и снижения нагрузки на окружающую среду, считает Уашев.

Светлане Кокуриной, выпускнице программы Executive MBA (Global) WU Executive Academy, поездка в Америку во время обучения дала представление о том, как ведущие компании разрабатывают стратегию развития на мировых рынках и решают проблемы при ее реализации. «Во время презентации в Estee Lauder мы узнали историю реализации успешного совместного проекта MAC Cosmetics и бренда Hello Kitty. В тот момент в нашей компании была необходимость привлечения партнера для выполнения выгодного проекта, этот кейс стал для меня чрезвычайно ценным. Понимание того, как можно использовать преимущества обеих компаний как единую платформу для нового взаимовыгодного проекта, укрепило мое сознание, что мы с коллегами двигаемся в правильном направлении», – вспоминает Кокурина, сейчас управляющий директор компании CEEsam Marketing GMBH (Вена).

Еще более результативны могут быть менеджерские туры с ярко выраженной специализацией, они позволяют перенести отраслевой опыт из одной страны в другую, рассуждает Зубкова. Наталья Трунова, координатор программ двойного диплома МВА и ЕМВА «Мирбиса», добавляет: «Во время стажировки для директоров сельхозпредприятий участники смотрели все, что могли, и даже то, чего не показывали. Как доят, как моют, как хранят, перерабатывают и т. д. Ищут подсказки, неизвестные приемы работы и управления, чтобы потом применять дома».

А Зубкова уверена, что эффект от бизнес-тура есть всегда, даже если нового ничего не нашли, это тоже результат.

Приятное с полезным

Обычно бизнес-тур предполагает деловую часть до обеда, иногда до раннего вечера, после чего участники знакомятся со страной и ее культурой. Так, участники Тоннельной ассоциации России, побывавшие в апреле год назад во Франции, познакомились не только с предприятиями и технологиями, но и с коллекцией Лувра, проехали по Сене, побывали на дегустации бургундского вина, совершили экскурсии по Лиону, где также была деловая часть.

Иногда вечером предусмотрено неофициальное общение с представителями компании другой страны, что очень важно для кросс-культурных коммуникаций. Общаясь с представителями другой культуры, можно сделать выводы о целесообразности будущих бизнес-контактов. «В общении с индийскими бизнесменами поразила нацеленность на процесс, а не на результат, – вспоминает Дамир Самигуллин, управляющий партнер коммуникационного агентства «Нестлайн», выпускник программы МВА «Сколково» 2012 г. – Важно как, а не что. Это не работает в российском бизнесе, поэтому я еще несколько раз подумаю, прежде чем иметь дело с бизнесменами из Индии. С ними интересно общаться, у них отлично отлажены процессы, но с ними сложно построить долгосрочные отношения, нацеленные на результат».

В целом время общих ознакомительных стажировок прошло – люди тратят время и деньги на получение новых знаний и опыта, который немедленно можно использовать в работе у себя дома и получить при этом быстрый и высокий результат, уверена Зубкова.

Слушатели программы Executive MBA часто бывают за рубежом, многие работают в западных компаниях, зарубежные модули должны быть очень специфическими, чтобы быть им по-настоящему полезными, говорил ранее «Ведомостям» декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Сергей Филонович. Выпускникам своей программы DBA школа предлагает зарубежные семинары, которые сочетают туризм и образовательную часть. Такой подход позволяет изменить мышление людей и их восприятие действительности. Выезд за границу необходим для вывода участников из привычной среды, добавляет он.

В современном мире руководителю для успеха уже мало только программ Executive MBA, сейчас конкурируют не знаниями, а технологиями и качеством, поэтому и поездки к конкурентам, лучшим компаниям мира, лидерам отрасли будут все более востребованы, в том числе и в России, и на Украине, надеется Бондарь.