Послевоенные отношения

Россия и США не стали публично обсуждать острые вопросы во время первого визита госсекретаря США Джона Керри в Москву, сосредоточившись на благодарностях

Роль союзника. Джон Керри

госсекретарь США. К сожалению, не все в США в полной мере понимают, на какие жертвы, материальные и человеческие, пошла Россия в войне и какой вклад в победу внесла.

Сегодня завершается двухдневный визит в Москву госсекретаря США Джона Керри. Вчера с ним встретился президент Владимир Путин, затем госсекретарь провел переговоры с российскими дипломатами во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Сегодня Керри встретится с представителями российского гражданского общества. Среди приглашенных – председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, она пообещала поднять вопрос об ужесточении российского законодательства в сфере НКО и фактическом запрете на их финансирование из США.

Начало встречи госсекретаря с Путиным пришлось задержать – Путин проводил совещание с правительством по выполнению его инаугурационных указов. Керри в это время прогулялся по Красной площади и поговорил с ветеранами. Задержка не испортила ему настроения: вступительная речь Керри была комплиментарной. Он поблагодарил Путина за встречу и передал благодарность президента США Барака Обамы за телефонный разговор на прошлой неделе. О сложностях, которых в отношениях между странами в последний год было немало, – принятии закона Магнитского, запрете на работу в России агентства USAID или критике Вашингтоном российских законов, ограничивающих гражданскую активность, – стороны публично не вспоминали.

Визиту Керри Вашингтон придавал большое значение, следует из материалов брифинга для журналистов представителей госдепа. Визит должен стать частью более интенсивного диалога между странами, который несколько замедлился из-за президентских выборов. Керри, по словам одного из представителей госдепа, должен был обсудить Иран, Северную Корею, Афганистан, расследование бостонского теракта и Сирию.

Как отметил Керри, даже в сирийском кризисе у Москвы и Вашингтона общие интересы – борьба с экстремизмом и исполнение положений женевского коммюнике о необходимости политического выхода из кризиса через переговоры между Башаром Асадом и повстанцами. «Мы обсуждаем сирийскую проблему уже два года, но диалог интенсифицируется с учетом происходящего в Сирии», – заявил один из представителей госдепа. Ситуация обострилась в связи с израильскими бомбардировками объектов в Сирии и сообщениями о возможном использовании химоружия повстанцами. Судя по словам Керри, немедленного решения сирийской проблемы он от переговоров с Путиным не ожидал, обсуждение продолжится на встрече Обамы с Путиным на июньском саммите «восьмерки». Современные вызовы требуют такого же уровня сотрудничества стран, как в войну, заявил он Путину.

Керри еще не успел сказать и сделать ничего, что вызвало бы у России раздражение, этим объясняется положительная атмосфера встречи, но реальные проблемы остаются в повестке, отмечает политолог Алексей Макаркин.