Автопроизводители пополнят бюджет


Правительство внесло в Госдуму проект поправок в закон «Об отходах производства и потребления», предусматривающий введение в России всеобщей уплаты утилизационного сбора на автомобили. Если документ будет утвержден, поступления от сбора могут вырасти в сравнении с прежними оценками почти в четыре раза до 202,5 млрд руб., следует из пояснительной записки к законопроекту. Срок вступления в силу поправок, указанный в законопроекте, – 1 июля 2013 г.

Утилизационный сбор на автомобили был введен в России с 1 сентября 2012 г. Базовая ставка для легковых машин – 20 000 руб., для грузовиков и автобусов – 150 000 руб. Местные производители могут его не платить, взяв обязательства по утилизации. Автомобили, ввезенные или выпущенные в России после 1 сентября, нельзя поставить на учет в ГИБДД без отметки об уплате сбора (платежи принимает ФТС) или о предоставленной гарантии по утилизации. Евросоюз посчитал это нарушением правил ВТО, и российские власти пообещали выравнять условия и ввести всеобщую уплату сбора.

Утилизационный сбор предлагается распространить и на автомобили, ввозимые из Казахстана и Белоруссии, – сейчас для них, как для членов Таможенного союза, действует льгота. Импорт автомобилей в Белоруссию и Казахстан из стран, не входящих в Таможенный союз, сейчас облагается повышенной пошлиной, равной утилизационному сбору, наминает Андрей Слепнев, министр по торговле ЕЭК. Нужно провести консультации с этими странами «по вопросу введения утилизационных сборов на территории стран Таможенного союза», говорится в пояснительной записке. Утилизационный сбор – это национальный налог, решение о его введении власти стран-участниц будут принимать самостоятельно, подчеркивает Слепнев. Если они введут сбор, то Россия не будет требовать уплатить его перед регистрацией автомобилей, поясняет чиновник, участвовавший в разработке законопроекта. В 2012 г. в Россию из Белоруссии было ввезено более 76 000 автомобилей, из Казахстана – менее 100 шт.

Белоруссия и Казахстан могли бы ввести сбор с применением компенсационных мер, как это планируется сделать в России, думает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов: компании, работающие в режиме промсборки (все крупные отечественные и зарубежные автоконцерны, имеющие заводы в России), получат специальные субсидии. Представители правительств Казахстана и Белоруссии на вопросы не ответили.