РЖД дорожит начальством

В РЖД членов правления ценят гораздо выше, чем в «Газпроме»: они получили около 2% чистой прибыли. Больше платит только «Роснефть» – 2,6%
А.Махонин/ Ведомости

Выплаты членам правления РЖД увеличились в 2012 г. на 40% по сравнению с 2011 г., сообщила компания, а выручка – всего на 4,2% (до 1,5 трлн руб.). Чистая прибыль и вовсе снизилась на 54% (до 78 млрд), но в 2011 г. значительную часть прибыли – 125,5 млрд руб. – принесла продажа Первой грузовой компании. Члены правления РЖД получили на порядок большую долю чистой прибыли, чем члены правления «Газпрома»: 1,8% против 0,17%. Рекордсмен среди госкомпаний – «Роснефть»: 2,6%.

В абсолютных цифрах РЖД сильно уступает не только «Роснефти», но и «Газпрому»: железнодорожное правление (24 человека) получило за 2012 г. 1,49 млрд руб. и еще 44 млн – 11 членов совета директоров, газовое – 2,1 млрд (17 членов правления и 11 членов совета директоров; +23,5% к 2011 г.), нефтяное – 9,1 млрд руб. (11 человек в правлении, 9 в совете директоров; рост в 2 раза по сравнению с 2011 г.); «Роснефть» вознаграждение совету директоров выплачивает акциями.

«Транснефть» не сообщает, каковы выплаты топ-менеджерам, а совет директоров, как следует из материалов компании, в 2012 г. получил всего 1 млн руб. плюс 2,5% от дивидендов на привилегированные акции.

В объявленных «Газпромом» и «Роснефтью» вознаграждениях руководства учтены зарплаты и социальные отчисления.

То же самое – и у РЖД, сообщает ее представитель. «Роснефть» в раскрытом вознаграждении учитывает выплаты и директорам филиалов, говорится в МСФО компании за 2012 г.

Правление РЖД в 2012 г. сократилось на одного человека. Сейчас в него входят президент Владимир Якунин, 18 вице-президентов, два советника, начальники правового департамента и департамента финансов и главный бухгалтер.

Зарплата сотрудников и социальные отчисления – основная статья расходов РЖД: 649,5 млрд из 1,4 трлн руб., или 44,6%; на топливо уходит 87,4 млрд (5,9%), на электроэнергию – 111,8 млрд (7,6%), на расходные материалы, ремонт и обслуживание перевозок – 241,3 млрд (16,4%).

Расходы РЖД на персонал в 2012 г. выросли на 9,2% по сравнению с 2011 г., а расходы в целом – всего на 6,7%. В 2013 г., как ожидается, зарплаты увеличатся на 7,9%, а до 2015 г. будут расти на процент инфляции, следует из МСФО: в 2014 г. – на 6,6%, в 2015 г. – на 5,8%. Прогноз инфляции РЖД составила по данным Economist Intelligence Unit.

В 2013 г. выплаты правлению РЖД будут сокращаться пропорционально снижению погрузки, обещал Якунин: в I квартале погрузка на сети РЖД снизилась на 3,7% до 605,6 млн т, за год ожидается снижение на 4,3%. Таким образом, выплаты правлению уменьшатся на 60,2 млн руб. Это малая часть намеченного РЖД на 2013 г. сокращения расходов – 50 млрд руб.

Дефицит инвестпрограммы РЖД до 2020 г. – 1,9 трлн руб. РЖД рассчитывает получить 300 млрд до 2015 г. из Пенсионного фонда через выпуск инфраструктурных облигаций, 260 млрд – из бюджета, а 400 млрд руб. – занять.