Личный коуч: Это акт смелости


Семинары, лекции, статьи и книги на тему лидерства – большой и доходный бизнес. Покупатели – те из нас, кто не считает себя лидером. Говоря словами Светы из Иванова, те, кто хочет стать «более лучше лидерами». Другие покупатели – это компании, желающие сделать своих «недостаточно лидерских» менеджеров «более лучше». Любой покупатель хочет с пользой потратить деньги. Но в случае с «покупкой лидерства» это не удается с вероятностью 99,9%. Лидеры являются таковыми вовсе не потому, что прочитали книгу или прошли семинар. Давайте разберемся, отчего так происходит.

Простое определение лидерства может быть таким: вести других людей к цели. Причем последователи идут за лидером добровольно. С готовностью и желанием. Этот путь имеет для них смысл. Они идут не потому, что им платят премию за каждый шаг, наказывают за неповиновение или следование за лидером прописано в их должностной инструкции.

Посмотрим на тех бизнесменов, политиков, полководцев, деятелей культуры, которым вести хорошо удавалось. Они совершенно разные. Разные характеры, разные цели (как благие, так и ужасные). Их стратегии и стили взаимодействия с последователями тоже разные. Они не вписываются в раскрученные и хорошо продаваемые типологии.

Что же общего у разных лидеров?

■ Мечта большая, чем ты сам. Их мечта всегда превышала личные потребности, имела отношение к другим людям, организации, стране, миру. И никогда не была потребительской (заработать миллион, купить квартиру, получить повышение в должности). Такая мечта всегда больше, чем границы эго.

Мечта Мартина Лютера Кинга – чтобы чернокожие и белые были равны. Мечта Стива Джобса – создать новое понимание гармонии функции и формы. Но мечты лидеров далеко не всегда глобальны. Например, обычные люди мечтают о зеленой планете и организуют экологические движения. Другие обычные люди мечтают, чтобы дети не болели. Не их дети, а дети вообще. Они проводят сбор средств на лечение. Третьи мечтают о том, чтобы среда, в которой они живут, была красива. И соседи с радостью идут за ними на субботник. Все они – лидеры.

■ Смелость превратить мечту в цель. Мечта важна. Но мечтателей множество, а лидеров – единицы. Нужна смелость, чтобы превратить мечту в конкретные цели, которые должны быть достигнуты.

■ Смелость встать, пойти и повести за собой. Цель важна. Многие из нас (я в том числе) ставят цели. А затем ждут – благоприятных обстоятельств, свободного времени, поддержки руководства, финансирования, настроения, правильного времени года...

Если у вас возник вопрос: «А я лидер?», ответить на него просто. Если вы идете к мечте, воплощенной в цель, и за вами идут другие – вы лидер. Если вы сидите и ждете – нет.

■ Готовность идти на жертвы. Есть мечта, есть цели. Встал и пошел. За ним пошли другие. Начались проблемы. Сопротивление среды. Нехватка ресурсов. Роптание ведомых. Так происходит. Не всегда, но часто.

Немало тех, кто сдается, перестает быть лидером. Меньше тех, кто превозмогает испытания. Они не торгуются с собой. Они не высчитывают: «На что я готов и на что не готов пойти ради всего этого». Если их спросить: «Сколько времени ты готов потратить на это дело?», ответ будет таким: «Столько, сколько потребуется». Упав, они поднимаются и идут дальше.

Теперь мы можем вернуться к вопросу о том, почему коммерческая индустрия «Лидерство Inc.» не отрабатывает уплаченных денег. Мечты индивидуальны. Свою мечту можно осознать, разглядеть. Но это нелегко. Очень сложно помочь другому осознать его мечту, не навязывая при этом свою. И уж точно никакую мечту никому нельзя дать, вручить. Превращение мечты в цель – это не технология. Это акт смелости. Смелость никому нельзя дать. Очень сложно научить быть смелым того, кто не смеет.