Узбекистан продает МТС

Узбекистан повторно пытается продать имущество «дочки» МТС, признанной банкротом, и оценивает его в $224 млн

В Узбекистане работает «дочка» «Вымпелкома» – «Таском», а также акционер «Мегафона», шведско-финская TeliaSonerа. У TeliaSonera уже были проблемы из-за узбекского бизнеса: в начале 2013 г. независимое юридическое расследование выявило, что при выходе на этот рынок в 2007 г. TeliaSonera заплатила людям из окружения дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой. В результате в отставку был вынужден уйти президент TeliaSonera Ларс Нюберг. Вчера представитель TeliaSonera не ответил на запрос «Ведомостей».

Власти Узбекистана выставили на торги активы 14 региональных филиалов компании «Уздунробита», подконтрольной МТС, сообщило вчера агентство «Интерфакс» со ссылкой на официальное объявление, опубликованное в местных СМИ. Филиалы «Уздунробиты» – отдельные юридические лица, поэтому торги пройдут по каждому филиалу отдельно, но все в один день – 31 июля. Выручить за активы «Уздунробиты» государство рассчитывает не менее 471 млрд сумов ($224 млн). Что включено в стоимость активов, в объявлении не уточняется.

Это не первая попытка продать имущество «Уздунробиты». В начале июля 2013 г. агентство UzDaily сообщало, что аналогичный аукцион не состоялся из-за отсутствия заявок. Тогда, по данным этого агентства, стартовая цена была выше нынешней: в соответствии с протоколом собрания комитета кредиторов «Уздунробиты» от 31 мая 2013 г. ее имущество было оценено в 600 млрд сумов (более $288,2 млн).

Решение о продаже активов «Уздунробиты» было принято вскоре после того, как узбекские суды признали все 14 филиалов компании банкротами. Это стало результатом спора между узбекскими властями и МТС, начавшегося в июне 2012 г. после бегства из страны гендиректора «Уздунробиты» Бэхзода Ахмедова. Сразу после этого власти Узбекистана начали давление на «Уздунробиту»: несколько ее менеджеров были арестованы по обвинению в уклонении от уплаты налогов и финансовых махинациях, антимонопольные и налоговые органы предъявили претензии к компании, а в июле 2012 г. Узбекское агентство связи приостановило действие ее лицензий, а потом и вовсе аннулировало их по решению суда. Наконец, в сентябре 2012 г. суд постановил национализировать «Уздунробиту», чтобы возместить ущерб, нанесенный бюджету страны действиями ее менеджмента и оцененный в $1,35 млрд.

Сама МТС участвовать в аукционах по продаже имущества «Уздунробиты» не будет, говорит представитель российской компании Ирина Агаркова. Оператор, напротив, намерен защищать свои законные права и инвестиции с целью получить полную компенсацию своих убытков, понесенных в результате «беспрецедентной атаки» на его узбекский бизнес, за счет «лиц, причастных к лишению МТС ее узбекского бизнеса». В ноябре 2012 г. МТС предъявила иск к Узбекистану в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном банке в Вашингтоне. Разбирательство по этому иску еще идет.

Похожее предупреждение МТС делала, когда боролась за киргизского сотового оператора «Бител», имущество которого в результате ряда сделок досталось «Вымпелкому». После многолетних судов МТС и «Альфа-групп» – крупнейший акционер «Вымпелкома», подозреваемый МТС в захвате «Битела», – заключили мировое соглашение, по условиям которого Altimo, управляющая телекоммуникационными активами «Альфы», компенсировала МТС $150 млн.

А «Вымпелком» не планирует участвовать в аукционе, говорит его представитель Галина Курганова: оператор сконцентрирован на развитии собственного бизнеса в Узбекистане.