От редакции: Кремль в игре


Месяц назад сирийский вице-премьер Кадри Джамиль в интервью Financial Times – вероятно, с согласия российской стороны – заявил о том, что Россия совместно с Китаем и Ираном реализуют программу помощи сирийской экономике. В отношениях с Сирией Кремль отстаивает свою позицию независимого (от США) самостоятельного глобального игрока. Трудность задачи в том, чтобы, настаивая на независимости, еще и приблизить наступление мира в Сирии, раздираемой гражданской войной. Министр внутренних дел Сергей Лавров попытается это сделать, встречаясь сегодня с тем самым Кадри Джамилем.

Сирия важна и по внутриполитическим соображениям. На международных встречах Путин повторяет, что Москва поставляет оружие официальному правительству, а кризис вызван именно зарубежной помощью повстанцам. Он не упускает случая напомнить, что в рядах повстанцев воюют иностранные наемники, в том числе из России, эффектно увязывая оппозиционность с терроризмом и насильственным свержением законной власти.

Непреклонность Кремля выгодно смотрится на фоне осторожной позиции Обамы, которого уже критикуют за нерешительную и двойственную (по крайней мере публично) политику даже его сторонники. Новый и существенный фактор в сирийской истории – Египет. Месяц назад ныне отстраненный от власти президент Мухаммед Мурси разорвал дипломатические отношения с Дамаском, фактически объявив режиму Асада священную войну. В конце прошлой недели новый глава египетского МИДа заявил о пересмотре позиций и о том, что его страна не имеет планов военной поддержки повстанцев.

После неожиданной победы на президентских выборах в Иране прагматика и многолетнего переговорщика с Западом по ядерной программе Хасана Рухани и назначения прозападного аль-Барадеи вице-президентом Египта перед американской дипломатией в регионе открываются новые возможности. Новый министр иностранных дел Египта Набиль Фагми – Лавров встречался с ним три дня назад – также политик западного типа, он родился в Нью-Йорке, был послом в США, возглавлял факультет в Американском институте в Каире и даже ведет свой блог на сайте The Huffington Post. По сравнению с ним закончивший МГУ Джамиль, безусловно, куда понятнее Москве, настаивающей на своей просирийской позиции. Вопрос в том, поможет ли это добиться мира в Сирии.