РЖД пропишут экономию

ФСТ предлагает законодательно обязать РЖД ежегодно сокращать расходы на 2%. Служба включила это требование в проект постановления о долгосрочном госрегулировании тарифов
Чиновники хотят заставить президента РЖД Владимира Якунина сокращать расходы/ Д.Абрамов/ Ведомости

Вчера ФСТ опубликовала свой вариант поправок в постановление о госрегулировании долгосрочных железнодорожных тарифов (устанавливаются на пять лет начиная с 2014 г.).

Методика регулирования тарифов РЖД учитывает ежегодное сокращение расходов монополии на 2%, следует из проекта документа. При этом «необоснованные расходы» из-за «нерационального использования» ресурсов не учитываются в индексации тарифа. Но в ней учитываются дополнительные расходы, вызванные ростом цен на потребляемую монополией продукцию (топливо, электроэнергия).

Заложить ежегодное сокращение расходов РЖД на 2% в методику регулирования долгосрочных тарифов монополии предлагало и Минэкономразвития. Ведомство отвечает за разработку модели регулирования. Правда, в версии проекта постановления о долгосрочном тарифном регулировании, который Минэкономразвития опубликовало на прошлой неделе, слов о сокращении расходов монополии нет.

Пока расходы РЖД только растут. В прошлом году они увеличились на 6,5% до 1,46 трлн руб. (выручка - на 4,7% до 1,54 трлн руб.), сказано в отчете железнодорожной монополии по МСФО. При этом погрузка на сети РЖД в 2012 г. выросла лишь на 2,4% до 1,27 млрд т. Основная статья расходов РЖД (44% от общей суммы) - зарплата сотрудников и социальные отчисления (649,5 млрд руб.). Получается, 2% от расходов РЖД в 2012 г. - 28 млрд руб.

В основе регулирования тарифов, по версии ФСТ, - «метод экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли», а также метод доходности на инвестиции РЖД, говорится в проекте документа. Какая норма доходности должна быть заложена в пятилетние тарифы, ФСТ не поясняет. Проект документа, подготовленный Минэкономразвития, более конкретный. В нем предусматривается 10%-ная доходность на вложенный РЖД капитал и ежегодное повышение тарифов РЖД на уровне инфляции (см. график). В середине июня президент Владимир Путин требовал ограничить рост тарифов монополий уровнем инфляции.

При индексации тарифов РЖД на уровне инфляции объем инвестиций монополии до 2018 г. составит 2,25 трлн руб. (с учетом бюджетных средств и средств ФНБ), подсчитали в Минэкономразвития. Сама же монополия рассчитывала на объем инвестиций в 3,3 трлн руб. до 2018 г. (5,7 трлн руб. до 2020 г.).

Разработанная правительством методика долгосрочных тарифов может и не применяться к РЖД, если грузооборот монополии изменится более чем на 5% либо изменятся налоговые выплаты монополии (из-за корректировки законодательства), говорится в проекте документа, разработанном Минэкономразвития. В его тексте также предусмотрены изменения принципов тарифообразования «по отдельному решению правительства». Корректировку уровня тарифов предусматривает и вариант ФСТ. По нему тариф РЖД может изменяться более чем на 1 п. п. к прогнозному уровню (за счет инфляции, изменения инвестпрограммы и т. д.). Правительство в таком случае может потребовать от монополии сократить инвестпрограмму либо компенсировать дефицит.

Представители Минэкономразвития, ФСТ и РЖД вчера вечером на вопросы не ответили. Окончательный вариант методики долгосрочного тарифного регулирования РЖД будет готовить Минэкономразвития по поручению премьера Дмитрия Медведева, рассказывает сотрудник министерства.