Дорогие растут, дешевые падают

Падение продаж новых автомобилей продолжается. Дилеры надеются на спецпредложения и госпрограмму льготного кредитования
Е. Кузьмина/ Ведомости

В июле в России было продано 234 569 новых автомобилей, это на 8% меньше, чем в июле прошлого года, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В июне, по данным АЕБ, падение составляло 11%, в мае - 12%. За семь месяцев продажи сократились на 6% до 1,567 млн шт.

Среди лидеров падения - Daewoo, Peugeot, Ford и Nissan (см. рисунки). Большая часть автомобилей этих марок продается в бюджетном сегменте, который постоянно снижается, говорит старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко.

За семь месяцев 2013 г. продажи автомобилей гольф-класса и бюджетного сегмента снизились на 17,8 и 2% соответственно, рассказывает генеральный директор «Рольфа» Татьяна Луковецкая, а кроссоверов и премиум-сегмента выросли на 15,8 и 5,6%.

Блестящую динамику показывают китайцы: Geely, Great Wall, Lifan прибавили десятки процентов. В последние 1,5 года китайские марки начали более активно развивать дилерские сети, практически все они пытаются заходить в растущий сегмент кроссоверов, качество автомобилей растет и они понемногу отбирают долю рынка, например, у «АвтоВАЗа», объясняет Литвиненко. Но здесь действует эффект низкой базы, предупреждает он. За семь месяцев 2013 г. эти три компании суммарно продали 40 679 автомобилей, что сопоставимо с результатом одной Mitsubishi - 43 662.

«На протяжении ряда последних месяцев рынок был не в лучшей форме, и прошедший июль изменений к лучшему не принес», - цитируются в сообщении АЕБ слова председателя комитета автопроизводителей ассоциации Йорга Шрайбера. Однако он надеется, что рынку поможет госпрограмма субсидирования автокредитов, которая запущена 23 июля: государство возмещает покупателю часть процентной ставки по кредитам на новые легковые автомобили стоимостью до 750 000 руб. (при нынешней ставке рефинансирования ЦБ - 5,5 п. п.).

По прогнозам PwC, рынок по итогам года мог бы сократиться на 6%, но благодаря программе льготного кредитования падение составит 1,5-3%. В итоге в 2013 г. в России будет продано 2,7 млн автомобилей, полагает Литвиненко. По расчетам PwC, до конца года будет выдаваться 20 000-30 000 льготных кредитов в месяц.

Пока льготная программа набирает обороты, производители и дилеры играют со скидками и спецпредложениями. Например, при покупке автомобилей Ford, продажи которого за семь месяцев упали на 18%, можно сэкономить от 20 000 до 200 000 руб., получить в подарок каско и т. д., следует из информации на сайте компании. Производители предлагают скидки прежде всего на те автомобили, которые не подпадают под программу льготного кредитования, говорит топ-менеджер одной из дилерских сетей. «На ряд моделей в комплектациях «престиж», «премиум», «люкс», не подпадающих под требования госпрограммы, мы делаем специальное предложение, разработанное совместно с банками-партнерами, на условиях, сопоставимых с условиями госпрограммы», - сообщил представитель «Киа моторс рус».

Большое количество спецпредложений связано с большими стоками, рассуждает коммерческий директор ГК «Автомир» Виталий Грошенков. По его словам, массовые скидки закончатся, если производство будет приостановлено (Ford во Всеволожске уже так и поступил - см. статью на стр. 13). «Скидки даются в том числе за счет дилерской маржи, мы терпим убытки. Вечно так жить нельзя, это против законов бизнеса», - сетует Грошенков. Все производители вынуждены сейчас вести игру «кто даст скидку» и импортеры многих марок финансируют часть скидок своих дилеров, но бесконечно поддерживать дилеров невозможно, солидарна с ним директор по продажам «Ауди центр восток» Екатерина Чагаева.