Заступился за ссылки

«Яндекс» раскритиковал положения закона о борьбе с онлайн-пиратством. Из-за них виновным в распространении нелицензионного контента может оказаться любой оператор или владелец поисковой системы
С.Портер/ Ведомости

«Яндекс» предложил внести поправки в закон, действующий с 1 августа 2013 г. и состоящий из двух частей - поправок к закону «Об информации...» и изменений в IV часть Гражданского кодекса. Первая часть пока распространяется только на фильмы и сериалы и предусматривает возможность блокировки пиратских сайтов хостинг- и интернет-провайдерами при посредничестве Роскомнадзора. Но уже осенью действие закона будет расширено на музыку, книги и софт. А поправки в Гражданский кодекс вводят понятие информационного посредника и описывают степень его ответственности за появление пиратского контента в интернете.

«Яндекс» предлагает исключить из Гражданского кодекса ссылки на информационных посредников, «предоставляющих возможность доступа» к пиратскому контенту и возможность «размещения информации, необходимой для получения» такого материала. Закон обязывает таких посредников принимать меры для предотвращения нарушения интеллектуальных прав в интернете. В противном случае на них может быть наложен штраф до 1 млн руб. - такой законопроект депутаты уже внесли в Думу.

Но эти формулировки очень расплывчаты и суды могут трактовать их таким образом, что наказание за размещение в сети нелицензионного контента понесут не только сделавшие это люди, но и операторы с поисковиками, опасается руководитель юридического отдела «Яндекса» Екатерина Фадеева. А у этих компаний в отличие от владельцев сайтов и хостеров нет возможности удалять спорный контент. По сути, этот закон вводит ответственность за размещение ссылок на контент - между тем судебная практика уже установила, что, например, поисковики не отвечают за ссылки на сайты-нарушители, напоминает Фадеева и приводит в пример историю с издательством «Эксмо», так и не сумевшим заставить «Яндекс» удалить ссылки на пиратские копии книг. Введение ответственности за ссылки ставит под сомнение работу как всего интернета в целом, так и отдельных сервисов - например, агрегаторов новостей, убеждена Фадеева.

Поправки в Гражданский кодекс самые опасные, поскольку их формулировки слишком широкие, говорил недавно и юрист «Google Россия» Андрей Силин. Он не исключал, что правообладатели попытаются применить новые нормы к поиску, а также к областям, вовсе не имеющим отношения к пиратству в интернете - например, к товарным знакам. А это породит огромное количество исков и будет активно использоваться в конкурентной борьбе.

По словам Фадеевой, после вступления в силу антипиратского закона «Яндекс» уже получил несколько исков, не имеющих прямого отношения к копирайту. Один истец требовал удалить из поисковой выдачи ссылки на сайт с нарушением прав на товарный знак. Но это не имеет никакого отношения к борьбе с пиратством в интернете, констатирует Фадеева: товарных знаков тысячи, каждый может быть зарегистрирован в разных классах и странно, если компании станут платить миллионные штрафы по гражданско-правовым делам, где факт нарушения еще даже не установлен судом.

Часть предложенных интернет-компаниями поправок к антипиратскому закону может быть принята, в Думе есть понимание того, что закон требует изменений, говорит один из авторов закона, депутат Роберт Шлегель. Но депутаты хотели бы знать консолидированную позицию всей отрасли, добавляет он. Позиция «Яндекса» правильная и совпадает с общеотраслевой, хотя он и не согласовывал ее с участниками интернет-отрасли, говорит аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Ирина Левова.