«Трансстрой» гонят с арены

Подрядчик строительства самого дорогого в России стадиона - «Зенита» - может смениться: вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян заявил, что продлевать контракт с «Трансстроем» не надо и город готовится объявить новый конкурс на достройку арены
Контракт «Трансстроя» на строительство «Зенит арены» истек еще год назад./ Е. Кузьмина/ Ведомости

Пролонгировать контракт с «Инжтрансстроем» (входит в корпорацию «Трансстрой» Олега Дерипаски) нет смысла, правильнее объявить новый конкурс, заявил вчера вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян, посещая строительную площадку. Контракт с «Инжтрансстроем» истекает в конце ноября. Конкурс на достройку стадиона может быть объявлен в конце сентября, заявил Оганесян. «Окончательное решение будет за губернатором», - оговорился он и добавил, что постарается убедить Георгия Полтавченко. На какую сумму может быть объявлен конкурс - Оганесян не сообщил, сказав, что это будет понятно к середине сентября.

Вице-губернатор уверен, что смена подрядчика не отразится на сроках строительства - стадион должен быть готов к началу 2016 г.

Месяц назад Полтавченко после осмотра стройки заявил, что считает целесообразным продлить контракт с «Трансстроем». «Любой конкурс - это минимум год простоя. Городу это сегодня не нужно, стадиону тоже. Мы изучаем варианты, чтобы соблюсти закон и не останавливать стройку», - сказал тогда губернатор (цитата по «Интерфаксу»). Вчера представитель губернатора Андрей Кибитов отказался комментировать возможность нового конкурса. По его словам, «сверх того, что сказал Оганесян, комментировать нечего».

«Трансстрой» победил в конкурсе на строительство стадиона в 2008 г., предложив выполнить работы за 13 млрд руб. - с 30%-ным дисконтом к максимальной цене контракта. Но с тех пор стоимость арены неоднократно менялась, и в итоге в прошлом году власти согласовали смету в 34,9 млрд руб. Год назад контракт с «Трансстроем» истек, но власти Петербурга продлили его на год, объяснив нежеланием терять время на выбор нового подрядчика.

Сейчас, по данным городского комитета по строительству, готовность стадиона, сметная стоимость которого составляет 35 млрд руб., - около 30%. На арене начинается монтаж пилонов - опорных конструкций, которые будут поддерживать крышу арены. Работа по выбору субподрядчиков до определения победителя конкурса не останавливается, говорит Оганесян, но контракты с ними будут заключаться предварительные.

В конкурсе, по словам председателя комитета по строительству Петербурга Михаила Демиденко, кроме «Трансстроя» планируют принять участие еще две петербургские компании. Называть их он не стал.

Компания знала о том, что с ней автоматически не будет продлен контракт, еще два месяца назад, передал вчера через представителя гендиректор ОАО «ПСК «Трансстрой» Игорь Панкин. «Трансстрой» будет участвовать в новом конкурсе, мы хорошо знаем этот объект, для нас он понятен», - сказал Панкин. Компания, по его словам, вложила в стадион около 2 млрд руб. собственных средств, еще 6 млрд руб. подрядчик получил из бюджета.

Но другие подрядчики на конкурс не торопятся.

В 2008 г. вместе с «Трансстроем» в конкурсе на право построить арену принимали участие ОАО «Генеральная строительная корпорация», ООО «Адамант-строй», ОАО «Мостостроительный отряд № 19», а также дочернее предприятие Setl Group «Сэтлпроф» совместно с компанией «Интарсия» и австрийской Alpine Mayreder.

«Мы оцениваем все тендеры, но, учитывая, что этот проект имеет сомнительную славу, входить в него, скорее всего, не будем», - говорит представитель «Интарсии». Это масштабный проект и в Петербурге достаточно компаний, которые он может заинтересовать, считает он. Связаться с представителями других участников прошлого конкурса не удалось.

Strabag, по словам гендиректора ЗАО «Штрабаг» (российская «дочка» строительной компании) Александра Ортенберга, рассмотрит условия конкурса, но участвовать в нем, скорее всего, не станет: после других подрядчиков сложно достраивать объект и отвечать за их работу. «Очень много рисков для нового генподрядчика по срокам и ответственности», - объясняет Ортенберг. Объект уникальный и сложный, поэтому смена подрядчика вряд ли принесет ожидаемый эффект экономии и позволит ускорить строительство, считает он.