От редакции: Чилийское чудо

Аугусто Пиночет/ ИТАР ТАСС

Должны ли представители государства просить прощения за ошибки или преступления своих предшественников? Этот вопрос часто звучит в странах, не так давно переживших диктатуру и репрессии. Один из ответов дала Национальная ассоциация судей Чили - она извинилась за свое бездействие и молчаливое попустительство беззаконию в 1970-1980-е гг., в период правления генерала Аугусто Пиночета.

«Пришло время попросить прощения у пострадавших, родственников жертв <...> и у чилийского общества», - говорится в обращении. Судьи сожалеют, что как институт отказались от выполнения ключевой функции - защиты прав и свобод граждан. Обращение опубликовано накануне 40-летия переворота 11 сентября 1973 г., когда военные свергли левое правительство Сальвадора Альенде и установили диктатуру. За время правления военных погибло около 3000 человек, пыткам и издевательствам в тюрьмах и колониях подверглись более 10 000, в основном в первые годы диктатуры. Кроме того, суды отказывались информировать несколько тысяч родственников погибших и арестованных о месте их пребывания.

Обращение чилийских судей - беспрецедентный случай. Как правило, в содействии военным диктатурам и отходе от принципов гуманизма раскаивается церковь (так было, например, в Германии, Италии или соседней с Чили Аргентине). Но проблема шире: страны, пережившие периоды диктатуры, пытаются осмыслить исторический опыт жесткого авторитаризма, оценить экономические и гуманитарные итоги тиранического правления, сопоставить достижения (если они есть) с их ценой - как материальной, так и выраженной в человеческих жизнях.

В разных странах, в том числе в России, близких Чили по языку и культуре Испании и Аргентине, продолжаются споры: нужно ли регулярно вспоминать о жертвах репрессий и раскаиваться в преступлениях прошлого. Отношение государства, его институтов и граждан разных стран к последствиям диктатуры и личности диктаторов существенно отличается. Оно зависит от многих факторов: публичного осуждения преступлений, их юридической квалификации и общественного интереса к событиям прошлого.

Публичные извинения институтов общества и государства за деятельность в период диктатуры или отсутствие извинений отражает их отношение и к авторитарному правлению, и к своей миссии. Чилийские служители Фемиды осудили практику, когда суд отказывается от роли независимого института власти и беспристрастного арбитра и превращается в один из механизмов репрессивной машины. Такое заявление - дополнительная гарантия от повторения прошлых ошибок и преступлений. Наоборот, нежелание чиновников, судей, правоохранителей извиниться за беззакония, стремление сохранить символы, структуру и полномочия прежних репрессивных ведомств отражают попытки поставить себя выше закона, угрожают нормальному развитию общества.