«Аэрофлот» пополняет парк

Новые Boeing 737 Next Generation, о лизинге которых с Boeing в 2010 г. договаривался еще «Ростех», могут обойтись «Аэрофлоту» максимум в $7,4 млрд. Лайнеры нужны в том числе для создаваемого лоукостера
Авиапарк «Аэрофлота» вскоре пополнится новыми Boeing/ K.Casey/ Bloomberg

Предельная сумма сделки между «Аэрофлотом» и «Авиакапитал сервисом» («дочка» ГК «Ростех») на операционный лизинг 50 Boeing 737 Next Generation составляет $7,47 млрд, сообщили «Ведомостям» два источника, близких к разным сторонам сделки. Для авиакомпании это крупная сделка, поэтому она вынесена на внеочередное собрание акционеров, которое пройдет 15 октября. Представители «Аэрофлота» и «Ростеха» от комментариев отказались.

Собеседники «Ведомостей» уточнили, что в предельную сумму сделки включены страховочные резервы на тяжелые формы технического обслуживания ($1,9 млрд), которые с «Аэрофлота» взиматься не будут, и покрытие прочих рисков ($750 млн). Операционный лизинг 50 самолетов каталожной стоимостью $4,19 млрд на 12 лет обойдется «Аэрофлоту» в $3,5 млрд. Если по истечении этого срока «Аэрофлот» решит продолжить эксплуатацию самолетов еще на шесть лет, то операционный лизинг на 18 лет обойдется авиакомпании в общей сложности в $5,5 млрд. Правом на продление контракта на шесть лет «Аэрофлот» может и не воспользоваться, уточняют собеседники «Ведомостей». Ставка лизингового платежа за один самолет составит $360 000 (среднерыночная ставка - $380 000).

Самолеты нового поколения Boeing 737-800 и Boeing 737-900 должны поступать в распоряжение «Аэрофлота» с сентября 2013 г. до октября 2017 г., уточняет «Прайм». Но не исключено, что за это время изменится одна из сторон сделки. «Авиакапитал сервис» в ближайшее время может передать этот контракт группе ВТБ, сообщали ранее «Ведомостям» сотрудник госкорпорации и источник, близкий к авиакомпании. Принципиальная договоренность об этом уже достигнута. Если это произойдет, «Авиакапитал» переведет контракт с Boeing на одну из своих ирландских структур. А уже эта компания достанется ВТБ, говорил консультант одной из сторон готовящейся сделки.

ГК «Ростех» проводила тендер на поставку 50 самолетов три года назад, когда собиралась создавать авиакомпанию «Росавиа» на базе государственных авиакомпаний, в том числе ГТК «Россия». В тендере победила американская Boeing; общая стоимость контракта в 2010 г. оценивалась не более чем в $2,5 млрд. «Росавиа» так и не создали, и авиационные активы «Ростеха» перешли «Аэрофлоту». Перевозчик решил взять и самолеты, которые «Ростех» заказал для своего несостоявшегося проекта. Новые самолеты могут получить и «дочки» «Аэрофлота», в том числе вновь создаваемый лоукостер.

На авиационном рынке сейчас популярнее так называемый возвратный лизинг, отмечает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. «Авиакомпания сама заключает контракт с производителем самолетов, вносит авансовые платежи, а затем выбирает лизинговую компанию, продает контракт ей, облегчая свой баланс, а самолеты берет в лизинг», - говорит эксперт. Именно по такой схеме «Аэрофлот» приобрел Boeing 777.