«Роснефти» не хватит

«Роснефти» не хватит почти 4 млн т для поставок нефти в восточном направлении через семь лет, считает «Транснефть»
Д.Гришкин/ Ведомости

«Роснефти» к 2020 г. может не хватить ресурсов для исполнения поставок нефти в восточном направлении, заявил вице-президент «Транснефти» Алексей Сапсай на совещании в Минприроды, посвященном развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Расчет «Транснефти», сделанный на основе данных, предоставленных «Роснефтью», свидетельствует: в 2020 г. без учета поставок для Восточной нефтехимической компании в Находке (ВНХК, решение о строительстве еще не принято) госкомпании потребуется 63,3 млн т нефти, с учетом этих поставок - 75,3 млн т. А ресурсная база «Роснефти» для поставок в восточном направлении (участки, на которых только идет разведка, в расчет не берутся) - 59,4 млн т, говорится в презентации «Транснефти»: дефицит сырья может составить от 3,9 млн до 15,9 млн т.

Представитель «Роснефти» от комментариев отказался.

«Роснефть» в 2012 г. добыла 122 млн т нефти. Две трети экспорта (около 42 млн т) компании приходилось на Европу.

В нынешнем году, после приобретения ТНК-ВР, добыча «Роснефти» может вырасти до 206 млн т, предсказывал две недели назад президент госкомпании Игорь Сечин. Правда, значительно выросли и обязательства «Роснефти»: в июне она заключила с китайской CNPC контракт на поставку 365 млн т нефти в течение 25 лет (или 14,6 млн т ежегодно), что увеличивает экспорт в Китай почти вдвое. В нынешнем году «Роснефть» должна нарастить поставки в Китай на 800 000 т нефти, а в 2014 г. - на 2 млн т.

Игорь Сечин успокаивал, что запуск в 2016-2019 гг. нескольких крупных месторождений на полуострове Ямал и в Восточной Сибири (Сузунское, Тагульское, месторождения Мессояхской группы, Лодочное, Русское, Юрубчено-Тохомское и др.), а также проектов, находящихся на стадии геологоразведки, позволит выполнить все обязательства по поставкам в восточном направлении.

Извлекаемые запасы нефти и конденсата на месторождениях «Роснефти» в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке по категории A, B, C1+C2 - 2,4 млрд т, говорится в презентации госкомпании.

«Роснефти» хватит сырья для поставок китайским потребителям, если новые месторождения будут вводиться вовремя, считает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. По его оценке, госкомпания сможет поставить в восточном направлении в 2020 г. 90-95 млн т нефти, в том числе около 40 млн т нефти - это ресурсы для нефтеперерабатывающих заводов в Сибири и на Дальнем Востоке (Ачинский, Ангарский, Комсомольский, а также новый завод в Находке).

«К сожалению, не все параметры этого соглашения [о поставках нефти в Китай] были предварительно согласованы с компанией [«Транснефтью»]. Мы поставлены в очень непростое положение, поскольку требуются колоссальные затраты на расширение действующих магистралей в восточном направлении», - сокрушался в августе в интервью корпоративному журналу «Трубопроводный транспорт нефти» президент монополии Николай Токарев. Чтобы обеспечить увеличение поставок нефти в Китай до 30 млн т в год, нужно 74 млрд руб., подсчитала «Транснефть». Чтобы профинансировать это строительство, Минэнерго предложило установить для «Роснефти» дополнительный тариф. Сечин заявлял, что согласен, но настаивал, чтобы тарифы были рентабельными.

Строительство ВНХК, которая должна перерабатывать 12 млн т нефти в год начиная с 2020 г., путает карты еще больше. Пропускную способность ВСТО в этом случае придется расширить с 31 млн до 79 млн т - с учетом дополнительных поставок в Китай, прокачки в адрес Комсомольского НПЗ «Роснефти», Хабаровского НПЗ НК «Альянс», а также в порт Козьмино. В этом случае инвестиции составят 140 млрд руб., а затем и 258 млрд руб. - поскольку мощность ВНХК планируется увеличить до 24 млн т, сказал Сапсай.

Помимо того что у «Транснефти» нет средств на подключение завода к трубопроводной системе, проект проработан очень слабо, объяснял ранее Токарев. «Азиатско-Тихоокеанский регион - это четверть нефтеперерабатывающих мощностей мира, 1,25 млрд т нефти перерабатывается в этом регионе. Нужно смотреть, что мы предложим на этом рынке и насколько будет востребована продукция этого завода», - подчеркивал он в интервью телеканалу «Россия 24».

Вопрос о том, нужен ли на Дальнем Востоке такой большой комплекс, действительно остается открытым, соглашается Нестеров.