«Посмотрели, выпили, уехали»

Винный туризм в России - это менее 200 000 посетителей в год, приезжающих на короткую экскурсию и дегустацию. Развитию мешают большие расстояния, для виноделов это пока не бизнес, а маркетинг

На Кавказе

В Ставропольском крае в СХП «Темпельгофф» туристы посетят производство, изюминкой экскурсии является винный подвал, построенный немцами в XIX в.; в этом году СПК «Большевик» запустил в Благодарненском районе туристический проект «Усадьба Журавушка», который предусматривает визит на виноградники (в том числе на государственный сортоиспытательный участок, где заложены на испытание более 300 коллекционных сортов), винзавод, затем туристов ждет не только дегустация, но и обед на свежем воздухе с уроком правильного сочетания еды и вина, рассказал директор «Ставропольвиноградпрома» Сергей Лысенко. Также экскурсии организует филиал ОАО «МКШВ» - «Кавигрис», а винный тур «Вино Левокумья - гордость Ставрополья» включает посещение станицы казаков-некрасовцев и нескольких винодельческих предприятий Левокумья, предусмотрены дегустация винограда, вина, обед.

Винный туризм, или энотуризм, только зарождается. Пока на Кубани им занимаются не более 7-8 предприятий», - говорит исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов Краснодарского края Владимир Мдивани. «В Ростовской области три производителя вина, хозяйства которых расположены вдоль туристического теплоходного маршрута по реке Дон, организуют туры в свои владения «Винодельня Ведерниковъ», ОАО «Цимлянские вина», ОАО «Янтарное», - говорит соучредитель «Винодельни Ведерниковъ» и президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.

В Ставропольском крае три хозяйства организуют собственные туры и один маршрут охватывает несколько виноделен, счет туристов идет на тысячи (см. врез), рассказал директор государственного учреждения «Ставропольвиноградпром» Сергей Лысенко.

Абсолютный российский лидер по посещаемости - «Абрау-Дюрсо» (входит в группу SVL Бориса Титова), говорит Мдивани. «Абрау-Дюрсо» - первое в мире винодельческое предприятие по количеству принимаемых туристов», - утверждает руководитель Центра винного туризма компании Инесса Андрианова. Председатель совета директоров SVL Павел Титов говорит, что по количеству экскурсий «Абрау-Дюрсо» в этом году бьет все рекорды: «Думаю, год закончим с показателем 160 000 туристов, в 2012 г. было 115 000 человек, но тогда значительную часть сезона отменили наводнения в Крымске и Геленджике, до этого лучшим был 2011 год - 129 000 туристов».

По словам Мдивани, серьезно занимается энотуризмом «Кубань-вино», посещаемость - больше 10 000 человек в год; ОАО «Аврора», агрофирму «Мысхако», АПК «Геленджик» посещают ежегодно примерно по 1000 человек. «Фанагория» в июне открыла рядом с заводом зал для экспресс-дегустаций: дегустация проходит в барном помещении, попробовать семь образцов стоит 100 руб., а рассказ о вине ведется с развешанных на стене телевизоров, здесь же - стеллажи с бутылками и, наконец, касса, где можно понравившееся вино купить. «В этом году винзавод посетили около 1000 человек, а дегустационный зал - около 4000», - говорит начальник отдела PR и корпоративных коммуникаций «Фанагории» Владимир Пукиш.

«Из донских виноделен, развивающих энотуризм, ближайшая находится в 160 км от Ростова - «Винодельня Ведерниковъ» в Константиновском, - рассказывает Попович. - Там есть возможность купить вино, существуют люди, способные туристов сопроводить по маршрутам, показать виноградники и производство. Возле них есть достаточно слабенькие гостиницы. «Винодельню Ведерниковъ» ежегодно посещают около 1000 человек, которые в основном приплывают на теплоходах по Дону». «У остальных примерно так же, поэтому донской винный туризм - это пока несерьезно», - добавляет он.

Получается, российский энотуризм в этом году - это менее 200 000 посетителей, причем больше 75% потока приходится на одного игрока.

У «Абрау-Дюрсо» экскурсия стоит 550 руб. с дегустацией, 350 руб. - без дегустации; у «Винодельни Ведерниковъ» - в среднем 500 руб., у «Лефкадии» - 850 руб.

Списали на маркетинг

«Отличий нашего энотуризма от других стран много, но основное - это большие расстояния между отдельными хозяйствами и удаленность многих хозяйств от центров цивилизации или туристского притяжения, - объясняет Попович. - Если взять побережье в районе Новороссийска, где расположены «Абрау-Дюрсо» и «Мысхако», и основную винодельную территорию края - Таманский полуостров, - то расстояния между ними измеряются сотнями километров». Турист может за раз посетить одно винное хозяйство, если оно расположено недалеко от курортных зон, в глубине материка энотуризм не развивается. Во Франции, например, туристы могут побывать сразу в нескольких винодельнях и попробовать вино, сравнить, продолжает он.

Титов с этим соглашается: «Ос­нов­ная масса наших экскурсантов - это отдыхающие из Анапы, Геленджика, Новороссийска, в наших отелях они не останавливаются: приехали, посмотрели, выпили, уехали». Он добавляет, что не в сезон (с октября-ноября до мая), когда туристов мало, а из-за погоды кроме посещения винзавода занять их нечем, «Абрау-Дюрсо» организует экскурсии на расположенную рядом агрофирму «Мысхако».

«Инфраструктура винного туризма в целом в России пока развита слабо, но в «Абрау-Дюрсо» дела обстоят иначе. Уже существует два отеля (41 и 51 номер), один из которых - бутик-отель «Империал» имеет «4 звезды»; четыре ресторана с авторской кухней; четыре фирменных магазина; комплекс конференц-залов, где круглый год проходят корпоративы, свадьбы, юбилеи, симпозиумы, фестивали. В этом году открылся спа-комплекс, а также российско-французская гастрономическая школа; Центр винного туризма обладает собственным автопарком, двумя морскими яхтами и вертолетом», - рассказывает Андрианова.

Другие винодельни также намерены вкладывать в инфраструктуру энотуризма. Компания «Лефкадия», известная тем, что ее консультирует энолог Патрик Леон (прославился работой на элитных Chateau Mouton Rothschild и Opus One), стала привлекать туристов в этом году, говорит PR-менеджер «Лефкадии» Марина Улисская. По ее словам, планируется достроить клинику «естественного оздоровления», экопоселок, ресторан и новую гостиницу на 50 номеров - сейчас есть только восемь номеров. Еще компания сама производит девять видов сыра из коровьего и козьего молока, визит на сыродельню включен в экскурсию.

По словам Мдивани, экскурсия в «Кубань-вино» начинается на виноградниках агрофирмы «Южная» в станице Тамань и заканчивается на самом заводе в станице Старотитаровской (оба предприятия входят в холдинг «Ариант»).

Пукиш говорит, что «Фанагория» планирует строить новое здание экоцентра, инвестиции он не называет. «Цимлянские вина» начинают строить в Цимле специальную деревню для приема гостей, знает Попович.

Титов говорит, что в инфраструктуру туризма на «Абрау-Дюрсо» вложено $17 млн (с учетом гостиниц, ресторанов, спа). «Вложения в туризм еще не окупились, тут больше роскоши, чем могла бы позволить экономика обычного туристического проекта, но SVL - большая группа, можем позволить себе более долгосрочную модель - с периодом окупаемости 6-7 лет. В этом году мы наконец выходим на планируемую загрузку и должны выйти на прибыль», - продолжает он. «Империал» открыт в 2010 г., вторая гостиница - «Усадьба Круглое озеро» - в 2011 г.

Титов добавляет, что большой прибыли от туристического направления не ожидалось: основной бизнес - это виноделие, а винный туризм - это маркетинг, он очень важен для продвижения основного продукта. «Даже когда мы видим, что прибыль от туризма невелика или даже есть небольшие убытки, мы понимаем, что их можно отнести на маркетинговый бюджет. Эффективнее сарафанного радио нет ничего: приехал, увидел, попробовал, потом рассказал еще пятерым - это гениальный маркетинговый ход для нас», - объясняет Титов. В 2012 г. винный туризм, по его словам, обеспечил выручку в 350 млн руб.

Для нас винный туризм - это прежде всего способ популяризации продукции, соглашается Пукиш.

Требуются энофермеры

Мдивани говорит, что для повсеместного развития энотуризма необходимо появление большего количества небольших хозяйств, а для этого нужна поддержка властей. «Это могла бы быть региональная программа поддержки, субсидирование ставок по кредитам или что-то еще, ведь агротуризм - это прежде всего небольшие хозяйства на экологически чистых землях», - говорит Мдивани.

В Краснодарском крае, по его словам, 26 000 га виноградников, а в России - 60 000 га (в советские времена было соответственно 65 000 и 190 000 га). «Надо сделать виноделие привлекательным, чтобы фермеры могли обрабатывать землю, ставить там свои шато, продавать продукцию, как это делают во всем мире, тогда расцветет и энотуризм. В Бордо, где площадь виноградников сравнима с площадями на Кубани, виноделием занимается 9000 хозяйств, а у нас - 43», - продолжает он.

Титов говорит, что развитию виноградарства необходимо прямое государственное дотирование - на каждый гектар новых виноградников. «Сейчас, если учесть, что виноградник дает виноград только на пятый год, гораздо дешевле импортировать качественные виноматериалы, чем закладывать собственные». Он добавляет, что 160 000 туристов - это предел для «Абрау-Дюрсо»: «Больше мы бы не хотели - мы же показываем живое производство, чрезмерное количество людей - это определенные риски. Когда в 2010 г. начала расти популярность экскурсий, мы были не готовы: у нас нагрелись тоннели с 14 до 18 [градусов]. Что называется, надышали. Это не критично (там, где экскурсии, у нас стабильное вино), но нежелательно, и это очень резко произошло, заставило нас думать, пришлось ставить дополнительные холодильные мощности».

По данным минсельхоза Краснодарского края, виноделие в регионе все же не обделено господдержкой. За последние пять лет она составила почти 1 млрд руб. (из них 500 млн руб. - из бюджета края). При этом субсидии на технологическое оборудование составили 240 млн руб. За последние 10 лет производство вина в крае увеличилось в шесть раз, с 4,1 млн до 24,4 млн дал в 2012 г.