Алишер Усманов выключает телевизор

Как стало известно «Ведомостям», у холдинга ЮТВ могут смениться владельцы - Иван Таврин и Алишер Усманов решили продать свои телевизионные активы. Покупателей ищет «ВТБ капитал»
Алишер Усманов ищет покупателя на свои ТВ-активы/ А.Махонин/ Ведомости

Несколько российских медиахолдингов получили предложение о покупке 100% акций ЮТВ, рассказали «Ведомостям» их руководители. Представляет интересы продавца «ВТБ капитал», говорят они, первые официальные запросы поступили в середине лета. Источник, близкий к акционерам ЮТВ, подтвердил, что они ищут покупателей своих ТВ-активов, об участии «ВТБ капитала» в поиске покупателей знает близкий к инвестбанку источник. Представители ЮТВ и «ВТБ капитала» отказались от комментариев.

Собеседники «Ведомостей» называют две основные причины продажи ЮТВ. Во-первых, главной движущей силой Media One, а затем и ЮТВ был Таврин. В начале прошлого года он перешел на работу в «Мегафон» (один из его акционеров - тоже Усманов) и позднее стал гендиректором этого оператора. Все усилия Таврина теперь сконцентрированы на «Мегафоне», он хочет полностью выйти из ЮТВ, говорит его знакомый. Во-вторых, ТВ-рынок России существенно замедлился, Таврин и Усманов вряд ли ожидают, что стоимость их телеактивов сильно вырастет в ближайшее время, поэтому предпочитают зафиксировать прибыль, полагают два других собеседника газеты. Таврин вчера не ответил на звонок. Иван Стрешинский, гендиректор компании USM Advisors (управляет телекоммуникационными и медиаактивами Усманова), заявил, что «не в курсе» этой истории.

ЮТВ был создан в 2009 г. путем слияния ТВ-активов Усманова и Таврина. Стороны получили в проекте равные доли, «АФ медиа холдинг» Усманова вложил в него акции своих телеканалов 7ТВ и «Муз-ТВ», а Media One Таврина - свои региональные эфирные телестанции, которых тогда было 33. В 2011 г. корпорация Disney приобрела 49% 7ТВ примерно за $300 млн, и на этой частоте был запущен российский канал Disney. Осенью 2012 г. эфирный «Муз-ТВ» был переформатирован в молодежно-развлекательный канал «Ю», одновременно был запущен кабельно-спутниковый канал «Муз-ТВ». В этом году «Ю» еще раз был переформатирован в «канал для девушек», а «Муз-ТВ» получил место во втором цифровом мультиплексе каналов.

Выручка ЮТВ в прошлом году увеличилась на 14,8% до 4,5 млрд руб. Весь рынок телерекламы в стране вырос на 9% (данные Ассоциации коммуникационных агентств России). Рентабельность ЮТВ по OIBDA несколько увеличилась до 33,8%. Для сравнения: выручка CTC Media в прошлом году выросла на 5% до $805 млн (примерно 24,1 млрд руб.), рентабельность этого телехолдинга по OIBDA - 21,6%.

ЮТВ и «ВТБ капитал» официально не называют, сколько денег акционеры хотят получить за три своих канала, и ждут предложений от самих потенциальных покупателей, говорят собеседники «Ведомостей». Неофициально называется сумма в $800 млн, отмечает один из них, что «очень дорого». Другой подтверждает, что акционеры ЮТВ хотят продать этот актив за «огромную по нынешнему рынку сумму».

Возможная сделка обсуждается сейчас с большинством крупных медиахолдингов, а также с Леонардом Блаватником, рассказали они. По их словам, это предварительные обсуждения, конкретных переговоров пока нет. Источник, близкий к акционерам ЮТВ, это подтвердил. Представитель Блаватника отказался от комментариев. Его знакомый говорит, что бизнесмен не заинтересован в этом активе. ЮТВ - сильный бизнес и если цена снизится хотя бы в полтора раза, то покупатель на него найдется, уверен руководитель одного из медиахолдингов. Руководитель другого говорит, что ему интереснее обсуждать покупку трех каналов не вместе, а по отдельности.