«Аэрофлот» вернулся к истокам

Бюджетная «дочка» «Аэрофлота» получила название «Добролет». Спустя четыре года она может стоить $1,2-1,4 млрд. Но только в том случае, если будет изменено авиазаконодательство
Новая «дочка» «Аэрофлота» получила имя предшественника авиакомпании/ ИТАР-ТАСС

Бюджетный перевозчик «Аэрофлота» будет называться «Добролет», объявила вчера авиакомпания. Такое имя носил предшественник «Аэрофлота» - акционерное общество, созданное в 1923 г. «На наш взгляд, название очень удачное, хорошее, само по себе несет добро», - прокомментировал выбор гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев (цитата по «Интерфаксу»).

Плакат Александра Родченко, 1923 г. (ИТАР-ТАСС)

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

ООО «Добролет» создано 4 октября, говорится в раскрытии «Аэрофлота». Авиакомпанию возглавит бывший гендиректор обанкротившегося два года назад лоукостера «Авианова» (проект инвесткомпании А1). «Добролет» начнет полеты весной или летом 2014 г. Лоукостер будет летать из «Домодедово». Представитель аэропорта не подтверждает факт такого решения, а переговоры не комментирует.

В создание авиакомпании «Аэрофлот» вложит $100 млн, которые планирует окупить через два года. На пятый год работы «Добролет» будет перевозить 10 млн человек (пассажиропоток «Аэрофлота» в 2012 г. составил 27,5 млн человек). Около 1,2 млн человек «Добролет» перетянет у «Аэрофлота», признается Савельев. По его оценке, через 3-4 года капитализация «Добролета» составит $1,4 млрд. Для сравнения: сам «Аэрофлот» вчера стоил 61,27 млрд ($1,9 млрд по текущему курсу).

Савельев обещает, что «Добролет» будет отдельной авиакомпанией с «максимальной самостоятельностью в принятии решений», но основные параметры работы нового перевозчика уже одобрил совет директоров «Аэрофлота», в том числе маршрутную сеть и частоту полетов до 2016 г. включительно и фирменный стиль (его разработала компания Landor).

В отличие от предыдущих авиакомпаний, которые пытались работать в нише низкобюджетных перевозок, «дочка» «Аэрофлота» полетит на новых самолетах. Sky Express (проект Бориса и Александра Абрамовичей) летала на 15-летних Boeing 737, а «Авианова» - на 3-7-летних А320. «Добролет» будет эксплуатировать новые Boeing 737 Next Generation. Сделку по приобретению первых восьми самолетов совет директоров «Аэрофлота» обсудит 16 октября (ее сумма не раскрывается). «Любой проект с нуля с восемью самолетами сразу - это определенный риск, но у «Аэрофлота» есть возможность на выгодных условиях взять самолеты, привлекать финансирование для решения других вопросов», - говорит начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Каждый год флот «Добролета» должен увеличиваться «исключительно за счет новых машин», говорится в презентации, и через пять лет достигнет 40 самолетов. «Это очень важно, потому что только новые самолеты могут обеспечить бесперебойное выполнение очень плотного расписания, которое характерно для низкобюджетных перевозчиков», - сказал бывший гендиректор «Авиановы» Константин Тетерин. Из-за того что Sky Express и «Авианова» использовали подержанный флот, самолеты авиакомпаний часто выходили из строя, расписание нарушалось, случались задержки рейсов.

Предварительный план маршрутной сети составлен на три года работы «Добролета» (см. врез). Впрочем, представитель «Аэрофлота» говорит, что параметры маршрутной сети могут измениться после запуска проекта. Планируется, что в первый год работы маршрутная сеть «Добролета» будет состоять из восьми направлений общим числом рейсов от 150 до 180 в неделю, во второй увеличится на 11 направлений, а на третий - еще на шесть.

Тетерин отмечает, что в связи с созданием этой авиакомпании меняются условия существования рынка низкобюджетных перевозок: «Аэрофлоту» удается лоббировать изменения в законодательстве, которые позволяют повысить эффективность бизнеса лоукостеров. «Это не значит, что рынок созрел. Это значит, что включен административный ресурс, потому что есть государственная воля для создания этого лоукостера», - заключает Тетерин.

Сам Савельев в презентации указывает, что «лоукостер в России не полетит, если мы не гармонизируем наше законодательство с нормами, существующими в глобальной отрасли, такими как невозвратные билеты, питание на борту за отдельную плату, платный провоз багажа, возможность нанимать пилотов - резидентов иностранных государств». Гендиректор «Аэрофлота» надеется, что необходимые изменения законодательства произойдут до конца 2013 г. Представитель Минтранса сказал, что проекты всех необходимых поправок уже направлены в правительство и Госдуму. Он тоже рассчитывает, что изменения будут приняты до конца года.

«Может получиться так, что готовящиеся изменения в нормативной базе для материнской компании окажутся более привлекательными, чем риски создания новой авиакомпании, - считает Пантелеев. - Сегодня пассажир, который покупает дешевый билет, не видит разницы между самым дешевым и чуть более дорогим, а видит только разницу между бизнес-классом и экономом. Когда дифференциация будет более наглядной, это повысит ценность высоких тарифов таких премиальных авиакомпаний, как «Аэрофлот», и они смогут продавать больше дорогих билетов, потому что люди будут понимать, за что они платят. Кроме того, немного насолить конкурентам, заставить их ввязаться в изнурительные ценовые войны тоже неплохо для «Аэрофлота».