Миграция объявлена в розыск

ФМС может получить новые полномочия в борьбе с нелегальной миграцией. Предлагается также увеличить численность службы
Максим Блинов/ РИА Новост

У Федеральной миграционной службы (ФМС) появится право проводить дознание по делам об организации незаконной миграции и о подделке и использовании подложных документов, соответствующий законопроект в пятницу внес в Госдуму депутат, член центрального штаба Общероссийского народного фронта Михаил Старшинов. Возражений против его инициативы не было: о необходимости наделения ФМС полицейскими функциями в предвыборной статье о национальном вопросе писал тогда еще кандидат в президенты Владимир Путин, а депутаты следуют его словам, сказал Старшинов «Ведомостям». Борьба с нелегальной миграцией названа основной задачей Концепции государственной миграционной политики, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В прошлом году наказание за организацию нелегальной миграции было ужесточено (до пяти лет заключения; за то же деяние, совершенное группой или для организации преступления на территории России - до семи лет). Дознание по таким делам проводит полиция - но на основе материалов, переданных ей из ФМС, уголовные дела возбуждаются не более чем в трети случаев, сказано в пояснительной записке к законопроекту. В случае принятия документа ФМС будет проводить дознание параллельно с органами внутренних дел. За год количество уголовных дел по статье об организации нелегальной миграции заметно увеличилось, заявил вчера министр внутренних дел Владимир Колокольцев: в прошлом году их были десятки, в этом - уже 650. Одно из них возбуждено после проверки Покровской овощной базы в московском районе Бирюлево Западное, проведенной после волнений, спровоцированных убийством москвича Егора Щербакова. На прошлой неделе по этому делу был задержан председатель правления ЗАО «Новые Черемушки» (владеет Покровской овощебазой) Магомед Чурилов.

Сейчас полномочия проводить опе­ративно-розыскные мероприятия есть у МВД, ФСБ, ФСО, Таможенной службы, СВР, ФСИН и ФСКН, численность оперативных подразделений большинства из них не публикуется. В законопроекте Старшинова расчет численности будущего оперативного подразделения ФМС отсутствует, но дополнительного финансирования реализация новых полномочий не потребует, сказано в финансово-экономическом обосновании, приложенном к проекту.

Речь о 250 дополнительных дознавателях на всю страну, сказал Старшинов «Ведомостям», сославшись на расчеты, проведенные совместно с ФМС. Точную сумму затрат на новую функцию ФМС подсчитает правительство - ему предстоит написать отзыв на законопроект, продолжает депутат, сам он полагает, что речь идет о копейках. Зато это даст положительный сигнал обществу, считает Старшинов: «Кроме того, мы найдем виноватых - если они [ФМС] будут плохо работать, мы скажем: «Мы вам дали все, что просили, и где?»

Новые полномочия ФМС по дознанию - не единственная мера, требуется увеличить и общую численность службы, говорит депутат: сейчас на 15 млн населения Москвы приходится всего 360 инспекторов ФМС, знает он, а Москва - один из четырех регионов (еще Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области), где совершается большая часть таких преступлений.

Официальный представитель ФМС воздержался от комментариев - но обратил внимание, что законопроект внесен по инициативе депутата Госдумы. Получить комментарии Следственного комитета России (который сейчас расследует преступления по делам, связанным с нелегальной миграцией) не удалось. Сотрудник центрального аппарата МВД (это министерство занимается оперативным сопровождением дел об организации незаконной миграции) сообщил, что с МВД инициатива депутата Старшинова не согласована.

По словам сотрудника правоохранительных органов, создание в ФМС аппарата дознавателей и оперативных работников потребует расширения штатов службы (сейчас в ней работает 37 300 человек) по крайней мере на 1000 человек и только на оплату их труда потребуется дополнительно порядка 0,5-1 млрд руб. в год.

Теоретически инициатива Старшинова правильная: чем больше участников процесса, тем лучше, такова и общемировая практика - везде существует конкуренция оперативных служб, говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Но прежде чем поднимать вопрос о новых полномочиях ФМС, продолжает он, депутатам следовало бы провести комплексный анализ предыдущей деятельности службы, а также задать вопрос: почему, несмотря на признанный провал миграционной политики, руководство ФМС все еще на своем месте. Необходимо проанализировать и действующее законодательство, чтобы понять, не в нем ли кроется причина провала, рекомендует эксперт. Национальный антикоррупционный комитет анализировал административное законодательство и обнаружил в нем массу предпосылок для коррупции, заключил собеседник «Ведомостей».