Турецкие экскаваторы из Елабуги

Российско-турецкое СП Cukurova-Elaz будет собирать экскаваторы-погрузчики Tarsus на мощностях Елабужского автомобильного завода («Елаз»)

Сборку техники турецкой компании Cukurova Makina Iмalat ve Ticaret компания начнет с января 2014 г., рассказал «Ведомостям» представитель Cukurova-Elaz и подтвердил руководитель службы маркетинга и внешних связей «Елаза» Сергей Петрушков. Лицензионное соглашение стороны подписали в Москве на выставке «Строительная техника и технологии 2013» (3-7 июня). Планируется собирать четыре модели Tarsus - 880, 883, 885, 888. Основные потребители - ЖКХ, малый и средний бизнес, строительные и дорожные компании.

Мощность производства - 300 единиц техники в год, но за счет импорта продавать планируется 400-500, говорит представитель СП. За четыре года объем сборки предполагается увеличить до 500-600 машин, добавляет он.

Созданная в 1968 г. Cukurova MakinaImalatve Ticaret сначала работала по лицензии John Deere (США), а с 1986 г. выпускает технику под собственным брендом, годовая мощность завода в городе Тарсусе - 2000 единиц техники, сказано на сайте компании. По данным дилеров, техника собирается из европейских комплектующих: дизельные двигатели Perkins (Великобритания) и John Deere, мосты и трансмиссии ZF (Германия), коробки передач Carraro (Италия), гидравлические компоненты Bosch Rexroth. В Турции компания занимает 60-70% рынка экскаваторов-погрузчиков, говорил летом гендиректор Cukurova Makina Мустафа Йапыджи порталу exkavator.ru

Стоимость импортируемых Tarsus - от 2,2 млн до 3,1 млн руб. в зависимости от модели и комплектации. Насколько дешевле будет экскаватор отечественной сборки, представитель СП не говорит. По его словам, с 1 января компания продала 82 экскаватора, за прошлый год - около 60 машин. Получить комментарии в Cukurova не удалось.

«Амкодор-оптим Санкт-Петер­бург», подписавшая дилерское соглашение на продажу техники Tarsus елазовской сборки, планирует продавать на Северо-Западе 40-50 экскаваторов в год, сказал представитель компании. Перспективы техники Tarsus он оценивает как хорошие, поскольку та стоит гораздо дешевле, чем аналоги, как минимум на 15%, разница доходит до 500 000 руб. Характеристики Tarsus стандартные, но она дешевле, чем экскаваторы Hidromek, подтверждает сотрудник «Инстройтехники» (официальный дилер Hidromek). Однако, по его мнению, Tarsus - «не та машина, которая является конкурентом для ведущих мировых производителей». В Татарстане рынок практически насытился и уже появляется вторичный рынок экскаваторов, которым два-три года, говорит дилер. Ближайшим аналогом Tarsus он называет экскаваторы-погрузчики JCB. Техника Tarsus с таким же функционалом, как JCB, подтверждает представитель официального дилера марки «Лонмади Поволжье». По его словам, в России в год продается около 3000 экскаваторов-погрузчиков JCB (см. врез).

В прошлом году в Россию было импортировано 9300 экскаваторов-погрузчиков, в январе - августе этого года - чуть более 6500, говорит Андрей Ловков, коммерческий директор ID-marketing.

Даже при невысоких ценах проблемой для Tarsus может стать плохая узнаваемость марки, а ведь рынок строительной техники очень конкурентный, говорит ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. «Такие проекты всегда на перспективу», - добавляет он.

Объем выпуска Cukurova-Elaz не дает повода говорить о конкуренции за ведущие позиции на российском рынке, но позволит закрепиться в десятке ведущих марок на отечественном рынке, полагает Ловков.