От редакции: Время собирать

Сергей Бобылев/ ИТАР-ТАСС

Российское ограничительное нормотворчество несет обществу много издержек и совершенно не гарантирует улучшения качества услуг в регулируемых секторах.

Вчерашний день начался неудачно для пользователей маршрутного общественного транспорта в разных регионах страны: в Екатеринбурге, на Камчатке, в Москве водители-мигранты не выходили в рейсы, так как опасались санкций со стороны ГИБДД за отсутствие российских водительских удостоверений. Об обязанности получить российские права для профессиональных водителей сказано в поправках в закон «О безопасности дорожного движения», которые вступили в силу 5 ноября, и лишь в последний момент Госдума отсрочила введение этого пункта до мая 2014 г. (президент подписал закон 3 ноября). Понятно, что не до всех транспортных предприятий эта новость успела дойти, к тому же и в положениях, которые вступили в силу вчера, есть противоречия. В итоге вчера ГИБДД специально разъясняла, что ездить мигрантам пока можно по-прежнему, а за полгода будет отработана система получения ими российских прав.

Подобные сбои сопровождают многие резонансные решения властей. Из недавних примеров: после решения московских властей закрыть овощебазу в Бирюлеве оказалось, что помещений, куда можно вывезти товар, недостаточно; турецкие предприниматели писали в мэрию письмо и жаловались, что товар гниет в фурах, а они несут убытки. Или, скажем, право внесудебной блокировки «вредных» интернет-сайтов по IP-адресу, данное законодателем Роскомнадзору, приводит к массовому закрытию невинных ресурсов (по данным проекта «Роскомсвобода», более 35 000, или более 98%, заблокированных ресурсов).

Это стандартные ситуации для российской практики введения ограничений. Их пафос состоит в том, что участники какого-либо рынка работают плохо: плохо ездят водители маршруток, плохо ограничивают экстремизм и следят за соблюдением авторских прав провайдеры, плохо следят за чистотой и регистрацией работников владельцы овощебаз и т. д. Это все может быть правдой. Но когда законодатель вводит новые ограничения, он делает это тоже плохо или неправильно, потому что по среднему уровню профессионализма не превосходит работников других сфер.

Общество в результате сталкивается со множеством издержек. Регулируемая услуга мало улучшается в большинстве случаев (в том числе потому, что изменения регулирования происходят слишком часто). А пока изменения вступают в силу, соответствующий рынок лихорадит и услугу бывает получить непросто.

Между тем на некачественном регулировании можно зарабатывать, это практически специальная отрасль бюрократической экономики. Ограничения всегда кому-то выгодны - тому, кто под них не подпадает, например. Или тому, кто получает политические выгоды. Ограничения всегда можно обойти - и так мы воспроизводим коррупционные практики. У бюрократической экономики появилась новая идеологическая подпитка: пропаганда образа врага существенно облегчает введение новых ограничений, снимая необходимость экономических и социальных обоснований.