Реформа суду не помогает

Комиссар Совета Европы по правам человека раскритиковал российскую судебную систему за обвинительный уклон и зависимое положение судей
Д.Гришкин/ Ведомости

Вчера Госдума в первом чтении одобрила президентскую инициативу о слиянии Верховного суда с Высшим арбитражным, которая была раскритикована частью судебного сообщества и фракцией КПРФ. Рассмотрение проекта совпало с публикацией русскоязычной версии доклада комиссара Совета Европы по правам человека Нилса Муйжниекса по итогам поездки в Россию в апреле 2013 г. с критикой действующей судебной системы. Положительной практикой комиссар счел действующую в арбитраже автоматизированную систему распределения дел между судьями. Ее он рекомендует «незамедлительно» распространить на суды общей юрисдикции вместо практики распределения дел председателем суда, из-за чего возможны злоупотребления: отдельные судьи могут быть искусственно перегружены делами.

Статистика нарушений. 134

постановления, касающиеся России, вынес ЕСПЧ в 2012 г., из них 36 дел о нарушении права на справедливое судебное разбирательство, 25 дел об отсутствии тщательного расследования

Несмотря на некоторые достижения, в судебной системе сохраняется «ряд комплексных проблем», отмечает комиссар, их решение требует от российских властей дополнительных усилий и углубления реформы. Докладчик отмечает обвинительный уклон в решениях российских судов, что связано в том числе и с широким распространением процедуры особого судопроизводства (без проведения разбирательства) в случае признания обвиняемым своей вины: в 2012 г. доля дел, рассмотренных в упрощенном порядке в райсудах, достигла 62,2% от их общего количества, в мировых судах - 64,2%. Оправдательных приговоров у судов присяжных куда больше - около 20% против 1% у судей, но участие присяжных снижается уже пять лет. Более широкое их использование будет способствовать повышению доверия общества к судейской системе и переломит тенденцию к росту доли обвинительных приговоров, полагает Муйжниекс.

По его мнению, в реформировании нуждается система назначения и освобождения судей, в частности, назначать председателей судов должен не президент, а само судейское сообщество, это залог независимости судей от власти, считает комиссар. Этому также будет способствовать установление более четких критериев для наложения дисциплинарных взысканий на судей и отстранения их от должности. Судьи не должны опасаться наказания за оправдательные приговоры или отказ назначить предварительное заключение - такие случаи нередки, отмечает Муйжниекс, а дело «Кудешкина против России» об уволенной судье Мосгорсуда, заявившей о давлении на нее в ходе процесса, рассматривалось в ЕСПЧ - и Страсбургский суд встал на сторону экс-судьи.

Выполнение рекомендаций, изложенных в докладе, рассчитывает Муйжниекс, ляжет в основу продолжения «конструктивного диалога» России с Советом Европы и улучшит ситуацию с соблюдением стандартов организации, которые Россия обязалась исполнять, резюмирует он.

Доклад носит рекомендательный характер, он будет принят к сведению, но исполнять рекомендации комиссара буквально Россия не обязана, будучи суверенной страной, констатирует экс-судья Мосгорсуда, член президентского Совета по правам человека Сергей Пашин. Но его доводы могут стать дополнительными аргументами в устах профессионального сообщества и СПЧ в дискуссии о развитии судебной системы: не только российские эксперты, но и зарубежные указывают на одни и те же проблемы и предлагают схожие способы их решения, считает юрист.