Аттестат зрелости: Как мы учимся

В соседней пиццерии можно купить два вида пиццы на тонком тесте - одну диаметром 30 см за 30 реалов, другую 40 см за 40 реалов. Какую пицaцу купить выгоднее? Водитель автобуса резко жмет на тормоз. Куда перельется кофе из его стаканчика - вперед или назад? В состав шоколада входят белки, жиры и углеводы. Правда ли, что, съедая шоколад, человек получает все калории из-за жиров?

На похожие вопросы ответили полмиллиона 15-летних школьников из 65 стран. Опрос проводился в рамках программы оценки школьников Организацией экономического сотрудничества и развития. Тестирование шло по трем направлениям - знание математики, общая грамотность и знание естественных наук.

Если резюмировать исследование одной фразой, то ничего не остается сказать, кроме следующего: «Китайцы - самые умные». Школьники Шанхая, Сингапура и Гонконга лидируют за явным преимуществом по всем трем направлениям.

Россия слегка отстает от развитых стран, однако, что интересно, никакого регресса с 2003 г., когда наша страна впервые приняла участие в исследовании, нет. Наоборот, мы немного улучшили свои позиции. Кстати, произошло это за счет девочек - не знаю уж почему, но они существенно улучшили свои результаты и опережают мальчиков по всем трем направлениям. А единственный подраздел, в котором Россия опережает развитые страны, - это знание геометрии (что очень точно соответствует моим собственным наблюдениям).

В результате по математике школьники России находятся на одном уровне с Италией, Испанией, США, Словакией и Швецией, по естественным наукам мы соседствуем с Португалией и Швецией, а в чтении - с Литвой, Грецией и Турцией. Впрочем, тест на грамотность вызывает самые большие вопросы с точки зрения его универсальности в силу культурных и языковых особенностей.

Стоит ли делать далеко идущие выводы из такого исследования? Стоит. Многократное тестирование на протяжении нескольких лет как минимум позволяет утверждать, что никакого сверхпровала за последние 10 лет в российском школьном образовании не произошло. И компания, в которой мы оказались, не звучит угрожающе - это все еще развитые страны. Если же посмотреть на результаты Мексики, Бразилии, Аргентины, Индонезии или Казахстана, то на их фоне мы смотримся великолепно. Однако очевидно, что России есть куда стремиться и совершенно не обязательно замахиваться на уровень китайских городов, давайте для начала поймем, почему 15-летние финны или канадцы решают задачи так, как будто учатся на пару лет больше, чем их российские сверстники.

Параллельно с тестированием всем школьникам задавали вопрос: чувствуете ли вы себя счастливым в школе? Попробуйте угадать: на каком месте по уровню счастья оказались российские школьники? На 58-м из 65. Но мы не просто в конце, мы еще и зарядили пессимизмом соседей - ведь несчастнее нас только поляки, латыши, финны, эстонцы, чехи, словаки и корейцы. За счастьем, оказывается, нам надо ехать учиться в Индонезию - ну или в Сингапур.