Петербург сохранит верфи

Объединенная судостроительная корпорация планирует развивать «Северную верфь», но от вывода из города «Адмиралтейских верфей» и Балтийского завода отказалась
Верфи занимают остров площадью 17 га/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко в среду провел совещание с руководством Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Городские предприятия, входящие в состав корпорации, будут до 2020 г. и на более дальнюю перспективу обеспечены заказами - как государственными, так и частными, сообщил «Ведомостям» Полтавченко. «В любом случае сворачивания отрасли в Петербурге не предвидится, в ближайших планах - развитие производственных мощностей «Северной верфи», чтобы ими могли пользоваться другие судостроительные предприятия. О выводе из центра города «Адмиралтейских верфей» и перебазировании Балтийского завода речи не идет», - сказал губернатор. Получить комментарии ОСК не удалось.

Президент ОСК Владимир Шмаков в начале ноября говорил, что до 2020 г. предприятия загружены. Дальнейшие планы корпорации он не комментировал. О возможном выводе Балтийского завода и «Адмиралтейских верфей» из центра города заявил на заседании комиссии по промышленности заксобрания Петербурга 25 ноября президент Ассоциации судостроителей Петербурга и Ленобласти Владимир Александров, возглавлявший «Адмиралтейские верфи» с 1984 по 2012 г. В стратегии ОСК, появившейся на сайте корпорации 21 ноября, указано, что Балтийский завод подвергнется поэтапной реконструкции в период 2021-2024 гг., а «Северная верфь» и «Адмиралтейские верфи» пройдут модернизацию. «Северной верфи» это позволит строить суда для «Атомфлота», указано в документе. Однако вскоре стратегия была удалена с сайта. Документ не соответствует варианту, утвержденному советом директоров корпорации, хотя и имеет с ним некоторое сходство, говорил тогда замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов.

Головной атомный ледокол мощностью 60 МВт для «Атомфлота» строит «внучка» ОСК - «Балтийский завод - судостроение» (БЗС), управляющая активами Балтийского завода, который находится в процедуре банкротства. Стоимость контракта - 37 млрд руб. Итоги конкурса на строительство двух других ледоколов этой серии за 77,5 млрд руб. были подведены на этой неделе. БЗС, подавшая единственную заявку, не была допущена к участию (см. врез). К 2020 г. все три ледокола должны быть построены.

«Адмиралтейские верфи» загружены текущими заказами до 2018 г. и продолжают искать новые, сообщила представитель предприятия Наталья Воловик.

О планах построить на «Северной верфи» новый сухой док говорил в ноябре гендиректор завода Александр Ушаков. По его словам, новый док позволит строить как крупнотоннажные суда для шельфовых проектов, так и большие корабли, в частности эсминцы и авианосцы. Проектирование дока, по его словам, начнется в 2014 г.

Балтийский завод занимает 60 га на Васильевском острове, а площадь Ново-Адмиралтейского острова, где расположены «Адмиралтейские верфи», - около 17 га. Земля под этими предприятиями стоит $2-3 млн за 1 га, цена напрямую зависит от того, можно ли там строить жилье, рассуждает Андрей Косарев, гендиректор «Colliers International Санкт-Петербург». Если изменить функциональное назначение и внести поправки в генплан - цена вырастет, насколько - будет зависеть от многих аспектов, в том числе и от уровня загрязненности почв, поскольку стоимость рекультивации участков может быть сопоставима с их ценой, объясняет он. По словам Косарева, если Смольный не захочет менять назначение земли, продать ее будет сложно. Власти Петербурга в последнее время делают ставку на сохранение производств в центре города, напоминает эксперт.