Запоздалая премьера

В России проходят «Сезоны Бенджамина Бриттена» - композитора, чье 100-летие не пропадает в тени 200-летий Верди и Вагнера
Российскую премьеру «Смерти в Венеции» провел Геннадий Рождественский/ Эмиль Матвеев/ ИТАР-ТАСС

Концертное исполнение в Большом зале Московской консерватории оперы Бриттена «Смерть в Венеции» - событие по многим причинам. Ее никогда у нас не играли. Ее скрытые темы, как упадок цивилизации, неизбежность гибели любой культуры, ее откровенная сексуальность - в основе либретто рассказ Томаса Манна, описывающего влечение стареющего писателя к мальчику, - все было вредно российскому зрителю. Особенно это противопоказано ему сегодня, в эпоху резко возросшей нравственности депутатов. Но вечер в БЗК напомнил, что людей, предпочитающих запретам музыку, еще много.

Правда, в антракте публики поубавилось, что не повлияло на качество исполнения. Оркестр консерватории (дирижировал Геннадий Рождественский) показал лучшее, на что способен, а английским солистам мог позавидовать любой театр мира. Иэн Бостридж в партии Ашенбаха, Йестин Дэвис - Аполлон и многогранно-артистичный Питер Колман-Райт (он пел за семерых) получили достойных партнеров в лице консерваторских певцов.

«Смерть в Венеции» звучала в рамках Бриттеновских сезонов в России, приуроченных к 100-летию композитора. Многие сочинения исполнялись у нас впервые, хотя в 60-е не было в СССР западного композитора популярнее, чем Бриттен. Но Чехословакия 1968 года, затем высылка его ближайших друзей, Ростроповича и Вишневской, привели к ситуации, когда его музыку стали играть реже.

Нынешняя программа, подготовленная Британским советом и Фондом Бриттена - Пирса, предусматривала исполнение сочинений Бриттена по всей стране, от Екатеринбурга, где на фестивале «Евразия» Уральский симфонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса впервые в России сыграл Весеннюю симфонию, до Петербурга. В январе Михайловский театр показал «Билли Бадда», летом в Эрмитажном театре и лютеранской церкви Святой Екатерины впервые исполнили оперный цикл «Церковные притчи».

Сезоны поддержали образовательную и издательскую программы. Так, «Рудомино» выпустило сборник «Бриттен» - с биографией композитора, написанной Дэвидом Мэтьюзом, фрагментами дневников Питера Пирса, воспоминаниями Геннадия Рождественского и бриттеновской перепиской с русскими музыкантами. Оригиналы некоторых писем ГМИИ им. Пушкина показал на выставке «Художественный мир Бриттена».

Завершит бриттеновские сезоны Российский национальный оркестр. 14 декабря в Концертном зале Чайковского под управлением Шан Эдвардс прозвучит Концерт для виолончели с оркестром (солист Павел Гомзяков), а 23-го Михаил Плетнев дирижирует сюитой из балета Бриттена «Принц пагод». В программе «танцевального» вечера также сюита из «Спящей красавицы» Чайковского.