Вещь недели: Микрофон Путина

М.Стулов/ Ведомости

Бумага, говорят, все стерпит - микрофон, понятное дело, более сложная штука, чем бумага, но тоже терпит все, что ни скажи в него. Но на сей раз путинскому президентскому, скажем так, рупору ничего выдающегося терпеть не пришлось - даже самая главная сенсация пресс-конференции, о помиловании Михаила Ходорковского, микрофону не досталась.

Вообще, в какой-то момент пресс-конференции стало складываться впечатление, что микрофону на сей раз прямо-таки скучно работать с президентом. Огневых фирменных путинских высказываний - не было, если не считать эпизода с выпрыгиванием из штанов критиков режима, из-за чего они могут остаться без порток; грозных намеков и резких высказываний - тоже не было, а даже наоборот - была эдакая примирительная интонация; показалось также, что президент на значительное количество вопросов отвечал в том смысле, что ничего не знает о проблеме, что уже и вовсе удивительно.

Вряд ли дело только в том, что приближается Олимпиада в Сочи, которая сейчас явно главный проект Владимира Путина, и важно не навредить; скорее, в микрофон говорил президент, с одной стороны, умиротворенный - из слов Путина выходило, что он весьма доволен собственной работой как внутри страны, так и снаружи; а с другой - усталый: даже голос его иногда слегка сбивался, как мне показалось. Хотя, разумеется, я уверен, что не рекордная продолжительность использования микрофона вовсе не вызвана немощью президента.

Очевидно, кроме того, навредил вчерашнему микрофону его коллега - тот, который использовался во время послания Федеральному собранию: многое из того, чем можно было бы позабавить скучавшую аудиторию, уже произнесено, и совершенно недавно; даже и сам президент Путин несколько раз ссылался на собственное послание. Организовывать такую конкуренцию микрофонов - не лучшая идея; во всяком случае, никакого цельного замысла не просматривается.

Закрадывается подозрение, что постепенно, с течением лет, микрофон Владимира Путина перестает быть инструментом политики. Бороться стало не с кем ни внутри страны, ни вовне ее, точки над i раз и навсегда расставлены, журналисты, как многократно подчеркивал президент в продолжение пресс-конференции, не только задают вопросы, но и сами на них отвечают...

Можно ли было отказаться от микрофона - да, наверное, нет; но и ораторского таланта покойного друга Уго Чавеса у Владимира Путина как-то не наблюдается.

Подождем год.