Связь через государство

Государство не будет владеть контрольной долей в операторе, созданном из сотовых активов «Ростелекома» и Tele2, но контролировать сможет
Ольга Дергунова отстояла директивы для Tele2/ Д. Абрамов/ Ведомости

Государство сможет влиять на управление в операторе, который будет создан на базе сотовых активов «Ростелекома» и Tele2, через Росимущество, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к «Ростелекому», и подтвердил чиновник. У Росимущества будет право инициировать советы директоров компании по важным вопросам, в том числе по сделкам или назначению гендиректора. Для этого Росимущество должно будет обратиться к представителям ВТБ или «Ростелекома», которые, в свою очередь, будут выносить вопрос на обсуждение. В таких случаях директора от «Ростелекома» и ВТБ будут обязаны голосовать, основываясь на ведомственных директивах, рассказывают собеседники «Ведомостей». По их словам, все эти нюансы будут закреплены в акционерном соглашении, которое заключат между собой «Теле2 Россия холдинг АБ» и «Ростелеком».

На прошлой неделе совет директоров «Ростелекома» одобрил внесение мобильных активов государственной компании в ООО «Т2 РТК холдинг» - совместное предприятие, в котором «Ростелеком» получит 45% голосующих акций, а остальные 55% - «Теле2 Россия холдинг АБ» (50% этого предприятия, в свою очередь, принадлежит ВТБ, 50% - банку «Россия» Юрия Ковальчука и Invintel B. V. Алексея Мордашова).

На первом этапе сделки «Ростелеком» передает в совместное предприятие своих мобильных «дочек»: дальневосточную АКОС, «Волгоград-GSM», «Нижегородскую сотовую связь», «Енисейтелеком», «Байкалвестком», сахалинскую БИТ, а также «Скай линк». Этот этап завершится, как предполагается, в феврале 2014 г. - так написано в презентации «Ростелекома» для инвесторов, говорят несколько видевших ее человек.

Второй этап займет больше времени, так как остальные мобильные активы - часть самого «Ростелекома», и их сначала придется выделить в самостоятельное юридическое лицо - ЗАО «РТ-мобайл».

Только после этого эти активы можно будет внести в совместное предприятие. После первого этапа создания нового сотового оператора, как говорится в презентации «Ростелекома» для инвесторов, госкомпания получит в СП экономическую долю в 26%, а Tele2 - 74%. По завершении второго этапа экономическая доля «Ростелекома» должна сравняться с долей в голосах и составить 45% (у Tele2 останется 55%).

Схема объединения вызвала вопросы у руководителя Росимущества Ольги Дергуновой. В ноябре она написала зампреду правительства Аркадию Дворковичу письмо, в котором указала, что «Ростелеком» потеряет контроль над одним из ключевых сегментов рынка: сейчас государственный оператор зарабатывает на мобильной связи 13% консолидированной выручки, а сделка не предусматривает даже опционов, которые позволили бы «Ростелекому» получить такой контроль в будущем. Дергунова предложила тогда Дворковичу собрать специальное совещание и обсудить, как такая сделка повлияет на перспективы приватизации госпакета «Ростелекома».

Чуть позже министр связи Николай Никифоров в интервью «Ведомостям» заявил, что Минкомсвязи не видит проблемы, если «Ростелеком» не получит контроля в планируемом совместном предприятии. Суммарно с учетом ВТБ (у которого 50% «Tele2 Россия». - «Ведомости») контроль будет у государства, пояснял тогда он.

Совет директоров новой компании будет состоять из 11 человек: шести представителей «Teлe2 Россия холдинга», четырех представителей «Ростелекома» и одного независимого директора, говорят близкие к госкомпании люди и чиновник, а среди представителей от Tele2, скорее всего, трое будут номинированы ВТБ. Так что если государству понадобится провести какое-либо решение, то оно легко сможет собрать большинство в совете, заключают собеседники «Ведомостей».

Похожая ситуация много лет была в «Связьинвесте» и «Ростелекоме», напоминают они: Росимущество могло созывать совет «Ростелекома» через материнский «Связьинвест» и через него же передавало директивы для голосования.

Заместитель исполнительного директора Ассоциации по защите прав инвесторов (АПИ) Александр Шевчук считает схему управления при участии Росимущества вполне рабочей с точки зрения государства - подобный опыт уже есть у государства при подписании акционерного соглашения с ФСК. Этой компанией Росимущество владеет не напрямую, а через «Россети». «Россети» же распоряжаются своими голосами исключительно на основании указаний президента, правительства, Минэнерго или Росимущества и в строгом соответствии с ними. Шевчук говорит, что для усиления контроля акционеров, а не только мажоритарного акционера над вновь созданным оператором было бы правильно изменить и устав «Ростелекома»: сейчас он дает право менеджменту определять порядок взаимодействия с дочерними обществами «Ростелекома». Но АПИ считает, что было бы правильно, если бы решения по вопросу, например, формирования органов управления и контроля «дочек» принимал совет директоров госоператора, как это было раньше.

Главное, чтобы необходимость согласовывать важные вопросы с Росимуществом не вылилась в то, что компания стала бы медленно принимать решения по ключевым вопросам и это не мешало бы ее развитию, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Но то, что государство в том или ином виде должно сохранить контроль над новым оператором, заключает Белов, не подлежит сомнению.