Одежда хуже продается

Рост выручки крупнейшего ритейлера одежды в России «Глория джинс» в 2013 г. резко замедлился. Виной тому снижение спроса. Прогноз на 2014 г. неутешительный
Д.Гришкин/ Ведомости

Продажи компании «Глория джинс» выросли на 18,6% до 27,65 млрд руб., следует из данных управленческой отчетности компании (есть у «Ведомостей»). При этом в предыдущие годы выручка «Глории джинс» росла более чем вдвое ежегодно: в 2012 г. продажи поднялись на 67%, в 2011 г. - на 73%. В 2010 г. выручка выросла на 43%. В 2013 г. EBITDA «Глория джинс» составила 5,1 млрд руб (+12% к прошлому году), операционная прибыль в прошлом году по сравнению с 2012 г. выросла на 2,5% до 3,9 млрд руб., а чистая прибыль сократилась на 4% до 2,65 млрд руб. Все первое полугодие «Глория джинс» «оптимизировала» сеть магазинов: компания закрыла за это время 15 000 кв. м, открыв 18 000 кв. м новых торговых площадей, объясняет компания. Во втором полугодии она сосредоточилась на открытии магазинов большей площади (700-1000 кв. м), но «попала в турбулентность снижения потребительского спроса». «Цикл роста продаж с метра 700-1000-метровых магазинов более медленный, чем маленьких», - объясняет «Глория джинс»: из-за этого рост операционной и чистой прибыли снизился.

По данным Euromonitor International, «Глория джинс» - крупнейший российский одежный ритейлер с долей рынка 1,5% (подробнее см. таблицу), при этом весь рынок одежды и обуви аналитики оценивают в $68,8 млрд. Выручка с 1 кв. м за 2013 г. у «Глории джинс» сократилась на 1,25%, следует из данных ритейлера. На начало 2014 г. в сети «Глория джинс» было 628 магазинов (на начало 2013 г. - 545), торговая площадь - 280 000 кв. м (220 000 кв. м год назад).

Крупнейшие fashion-ритейлеры, по данным аналитиков агентства Infoline, замедляли прирост выручки с 1 кв. м еще в 2012 г. из-за быстрого роста торговых площадей и ужесточившейся конкуренции. За 2012 г. торговые площади крупнейших ритейлеров одежды выросли более чем на 2 млн кв. м, отмечают аналитики агентства.

В 2014 г. рынок будет развиваться негативно, прогнозирует владелец «Глория джинс» Владимир Мельников. Если раньше ритейлер ждал двузначной маржи по прибыли в 2014-2015 гг., то теперь ждет, что в этом году этот показатель будет однозначным, отмечает он.

Ритейлер Tom Farr не заметил в 2013 г. роста продаж «из-за предкризисных ожиданий» потребителей, сказала директор по франчайзингу Tom Farr Анастасия Костенко. 2014 год «будет тяжелым, мы прогнозируем рост не более 5-7%», говорит Костенко. Выручка компании «Модный континент» (сеть InCity) в 2013 г. может вырасти примерно на 25% и превысить 10 млрд руб., прогнозирует гендиректор «Модного континента» Сергей Куценко. «В 2014 г. мы планируем поддерживать текущие темпы роста», - говорит он.

Конкуренция высока в крупных городах, в Центральном и Уральском регионах, «чуть лучше ситуация на Дальнем Востоке», говорит Костенко из Tom Farr. Кроме того, в приграничных районах - Калининграде и Санкт-Петербурге - чувствуется конкуренция с зарубежными магазинами одежды, отмечает она. В магазинах InCity «нет проблем с потоком покупателей», но трафик и выручка на рынке в целом снижаются, сказал Куценко. «Это связано скорее с макроэкономическими причинами и погодными аномалиями. Хотя мы видим, что сейчас многие игроки с большей осторожностью, чем раньше, открывают магазины и большинство компаний фиксируют ставки в процентах от продаж или прописывают максимальное ограничение процента аренды от выручки», - говорит Куценко.