Цифра недели: 122 человека


По данным городской администрации, 122 человека пострадало за неполных три дня столкновений в Киеве, полусотне оказывали помощь в больнице, травмы получили четыре десятка полицейских. И конца уличным баталиям не видно.

Главная загадка последних дней - зачем команде Виктора Януковича понадобилось спешно, с явным нарушением всех процедур, принимать пакет репрессивных законов? Если целью было успокоение ситуации, демобилизация оппозиции, то добились прямо противоположного. Костер майдана уже затухал, но в него плеснули бензина. Поступок Януковича кажется столь плохо мотивированным, что у наблюдателей и обозревателей появилось, если суммировать все сказанное, не менее трех версий происходящего. Согласно первой трактовке эти законы - лишь первый акт многоходовки. Власти считают, что майдан уже побежден и победу надо просто закрепить. Они рассчитывают, что радикалы перебесятся, а умеренную оппозицию можно уговорить и январская вспышка протеста в конце концов затухнет, как и прошлогодняя. И вот тогда самых рьяных несогласных по новым правилам репрессируют (посадят в сизо, крупно оштрафуют), а у остальных надолго отпадет охота использовать улицу как аргумент. И к президентским выборам 2015 г. страна станет спокойной и лояльной, как нынешняя Россия.

Вторая версия - это собственно российское влияние: Москва решила экспортировать вместе с газом отечественные методики подавления протеста. Более того, настаивала на импорте этих правил: законы, копирующие российские нормы по борьбе с НКО, СМИ, оппозицией и просто несогласными, шли в одном пакете с экономической помощью. В ассортименте, как гарантия по кредитам. Но если в России они действительно способствовали усмирению внесистемной оппозиции во второй половине 2012 г. (хотя вряд ли были главным фактором), то на Украине произвели обратный эффект.

Третья версия - конспирологическая: власти намеренно спровоцировали вспышку протеста. Зачем? Например, чтобы увеличить помощь из России и ускорить ее получение - ведь беспрецедентные уступки стали возможны именно благодаря евромайдану. Логика такая: раз уж решили тушить киевский пожар русскими нефтедолларами, надо добавить огня на ул. Грушевского - и тогда можно попросить еще больше.

У третьей версии есть и подвариант: эскалация конфликта - свидетельство внутриэлитных разборок. В администрации президента и правительстве существует если не раскол, то разница в подходах. Возможно, одна группа влияния провоцирует Януковича на резкие шаги, чтобы взять верх над другой.

Но чем бы ни мотивировались действия власти, все это тактика. К выборам 2015 г. политический кризис не рассосется, и, решая, голосовать ли за продление полномочий Януковича, избиратели неизбежно будут задавать себе вопрос, хотят ли они продлить этот кризис. По крайней мере об этом подумает сознательная часть электората. А все последние выборы показывали, что его доля на Украине весьма велика.