Московским автодилерам - 27%

С тех пор как в России отменили двойной НДС на подержанные автомобили, они все чаще продаются через автодилеров - в Москве так проходит уже 27% сделок
Е.Разумный для Ведомостей

Минус 3%. 2,54

миллиона новых легковых автомобилей будет продано в России в 2014 г., ожидает PwC, это на 3% меньше, чем в прошлом году. По оценке компании, в 2013 г. продажи автомобилей упали на 5,5% в натуральном и на 3% в денежном выражении - до 2,61 млн и $69 млрд соответственно. Рост рынка легковых автомобилей будут сдерживать нестабильный макроэкономический фон и умеренно пессимистичное настроение потребителей, говорит старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. Также негативно на рынке может сказаться возможный рост стоимости автомобилей из-за изменения курса валют, роста цен на топливо и сокращения государственных расходов и инвестиций. Фактором роста он считает выход на российский рынок новых моделей в массовом сегменте.

Примерно 27% автомобилей с пробегом в Москве продают официальные дилеры, рассказал вчера на пресс-конференции старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. По его словам, в прошлом году в Москве было продано 500 000 таких автомобилей, а всего в России - 5,6 млн. Причем по России доля дилерских продаж - лишь около 4%.

Но и это немало. До 2009 г. автомобили с пробегом продавали через официальных дилеров примерно вдвое реже, потому что они вынуждены были брать так называемый двойной НДС: первый раз налог взимался при покупке нового автомобиля у дилера, а второй - когда этот же автомобиль продавался через дилера как подержанный. С апреля 2009 г. действует статья Налогового кодекса, по которой при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц для перепродажи, налоговой базой считается не вся стоимость машины, а разница между ценой продажи и ценой приобретения.

Откуда такая разница между Москвой и регионами? Многие региональные дилеры просто не практикуют такую систему, вторичная продажа автомобилей проходит в интернете или на специализированных площадках, объясняет менеджер крупного автодилерского холдинга. К тому же в регионах многие покупатели относятся к дилерским продажам насторожено, так как цена продажи в автосалонах обычно выше.

А цена покупки - на 5-10% ниже, чем при сделке из рук в руки, признает Литвиненко. Но при частных сделках нет уверенности в технической исправности, необходимы затраты на диагностику, к тому же ограничены возможности по кредитованию, продолжает он. Дилер гарантирует покупку юридически чистого автомобиля, предоставляет гарантию, добавляет гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая.

Автопроизводители стараются стимулировать покупку новых автомобилей, гарантируя определенную выгоду клиенту, если он воспользуется системой trade in, указывает она. Программы возврата автомобиля в счет покупки нового действуют у BMW, Land Rover и Volkswagen, рассказывал руководитель департамента автомобилей с пробегом компании Major Expert Давид Павлов. BMW и Land Rover получают подержанные машины по схеме trade in - зачет при покупке. Volkswagen по программе Das WeltAuto приобретает автомобили не только собственной марки, но и других (кроме китайских).

Продажа новых автомобилей - низкомаржинальный бизнес, торговец зарабатывает больше на сервисе, а при вторичных продажах все наоборот, объясняет интерес дилеров к этому бизнесу директор филиала «Авилон-трейд. Автомобили с пробегом» Юрий Елистратов. Директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон автомобильная группа» Андрей Горшков говорит, что доходность торговли подержанными автомобилями варьируется от 6 до 10%.