Все вагоны вместе

Владимир Лисин присоединяет Независимую транспортную компанию к Первой грузовой компании, чтобы продать объединенную компанию на бирже

Собрание акционеров Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина 20 декабря одобрило поправки в устав оператора, которые позволяют разместить акции номинальной стоимостью 90 млрд руб., говорится в материалах компании. Это необходимо, чтобы присоединить Независимую транспортную компанию (НТК), рассказали «Ведомостям» два источника, близких к оператору. Представитель ПГК это не комментирует.

Когда присоединение произойдет, собеседники «Ведомостей» не говорят. ПГК в прошлом году взяла в аренду весь парк НТК, увеличив число своих вагонов до 195 000 штук и став крупнейшим в России оператором по числу вагонов.

НТК - владелец 100% ПГК. Владелец 99,99% НТК - нидерландская UCL Rail B.V., еще 0,01% у UCL Holding B.V. Обеими структурами владеет Владимир Лисин. Еще прошлым летом акционеры НТК приняли решение «о реорганизации в форме преобразования» и создании ОАО. В начале ноября НТК была акционирована. Таким образом, после слияния ПГК и НТК владельцем Первой грузовой станет UCL Rail, акции которой Лисин планирует разместить на бирже (пакет и биржа не назывались). IPO UCL Rail должно было пройти в 2013 г., рассказывали источники «Ведомостей», близкие к компании. Но решение не было принято из-за слабой конъюнктуры. Впрочем, компания сохраняет планы размещения акций на бирже, уверяют собеседники «Ведомостей», не уточняя сроков.

С присоединением НТК к ПГК перейдут и долги материнской компании. В 2011 и 2012 гг. НТК заняла у «ВТБ капитала» и Сбербанка 125 млрд руб. на покупку 100% ПГК. Срок погашения кредита - 2017 г. По данным на конец 2012 г., остаток по кредиту был 117,2 млрд руб. В 2012 г. НТК должна была выплатить 56,6 млрд руб., 46,8 млрд - в 2013-2015 гг. и 41,7 млрд - в 2016-2018 гг. Но большую часть кредита уже фактически обслуживает ПГК. В 2013 г. железнодорожный оператор направил 60% чистой прибыли (20 млрд руб.) на дивиденды материнской компании. Долг самой ПГК на 31 декабря 2012 г. - 3,2 млрд руб., выручка - 121 млрд руб. Более свежих данных компания не раскрывала.

Значительных проблем с обслуживанием долга у UCL Rail быть не должно даже в условиях снижения перевозок, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Основную часть выручки UCL Rail получает по долгосрочным контрактам - НЛМК и «Северстали», напоминает эксперт. По его подсчетам, если бы слияние произошло в 2012 г., то к концу года долговая нагрузка компании была бы 1,9 EBITDA (без учета выручки НТК за аренду вагонов).

В 2013 г. объем погрузки на сети РЖД снизился на 2,8% до 1,23 млрд т, сообщила железнодорожная монополия. Но в 2014 г. РЖД ждет роста погрузки на 1,1% до 1,24 млрд т.