Женщина против коррупции

Многие эпизоды работы Хелен Гарлик напоминают театральные сюжеты. Она в юности хотела выступать в театре, но потом передумала и всю жизнь посвятила борьбе с коррупцией

Карьера Хелен Гарлик - наглядное свидетельство того, сколь трудна и длительна бывает борьба с коррупцией. Гарлик работала в британском правительственном Бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах (SFO) с момента основания этой организации в 1988 г. Когда она возглавляла там подразделение международной взаимопомощи, к ней обратился за содействием прокурор из Милана. Совместная работа британских и итальянских правоохранителей длилась два десятилетия, и их целью было отдать бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони под суд за мошенничество.

В ноябре прошлого года Берлускони наконец был лишен кресла в итальянском сенате, после того как его признали виновным в мошенничестве при уплате налогов. «Дело Берлускони было самым запоминающимся, - говорит Гарлик. - Его разработка длилась очень долго. Но это типично для дел о коррупции, в которых бывают замешаны влиятельные и могущественные люди».

Работая в подразделении взаимопомощи SFO, она часто занималась подобными делами, в частности, связанными с обвинениями в адрес бывшего нигерийского диктатора генерала Сани Абачи и бывшего президента Замбии Фредерика Чилубы.

Девочка из хорошей семьи

Хелен и ее сестра-близнец родились в Кардиффе, в очень «образованной валлийской семье, где высоко ценилось самообразование». «В 1950-х и 60-х, когда мы заканчивали школу, у нас и речи не могло быть о том, чтобы отказаться от высшего образования, - вспоминает Хелен. - А самой престижной была профессия адвоката».

Гарлик изучала право в Уорикском университете, а тонкости адвокатуры постигала в лондонских Судебных иннах - профессиональных ассоциациях адвокатов Англии и Уэльса. Но вместо того чтобы начать адвокатскую практику, она устроилась в государственное учреждение и стала работать в ведомстве директора государственного обвинения. «До образования королевской Службы уголовного преследования мы работали во множестве отдельных секций, - говорит Гарлик. - Каждое крупное уголовное дело проходило через это ведомство - от убийств до террористических актов, и по каждому надо было выдвигать обвинение». Когда ей было 22 года, Хелен каждый день приходила в суд для участия в прениях по поводу какого-нибудь запутанного резонансного дела. У молодой женщины в такой ситуации могут возникать разного рода сложности, но Гарлик со своей задачей справлялась: «В суд меня всегда сопровождали полицейские. СМИ призывали королевских адвокатов активнее оспаривать иски, но я была очень юной и вцеплялась мертвой хваткой в такие дела».

Международная репутация

В числе прочего она занималась делами о вооруженных ограблениях, в частности, ее подопечными оказались Чарли Уилсон, участник «великого ограбления поезда» 1963 г., и знаменитый налетчик Ронни Найт, в свое время женатый на актрисе Барбаре Виндзор. «Теперь такие дела отошли в прошлое, ведь организованная преступность осознала, что мошенничество гораздо выгоднее», - констатирует Гарлик.

Уже в начале своей карьеры Хелен накопила опыт применения законов об экстрадиции. Именно она добилась в 1985 г. высылки в Бельгию британских футбольных фанатов, виновных в трагедии на брюссельском матче между «Ливерпулем» и «Ювентусом». В результате несколько фанатов, по чьей вине тогда погибло 39 человек, оказались в тюрьме.

В 1986 г. ведомство директора государственного обвинения было заменено Службой уголовного преследования, и на некоторое время Гарлик переехала в Портсмут, где заняла должность старшего государственного обвинителя. А в 1988 г., когда было организовано SFO, она перешла туда. «Думаю, мне предложили это место потому, что я имела опыт международной работы», - говорит Гарлик.

Все впервые

В рассказе об этом периоде ее карьеры часто звучит слово «впервые». Гарлик стала в SFO первым руководителем подразделения по международным коррупционным расследованиям - ее деятельность на этом посту началась с расследования обвинений против компании BAE Systems в связи с поставками вооружений в Саудовскую Аравию. Это крайне запутанное дело было прекращено в 2008 г. По словам Гарлик, ей удалось существенно продвинуться в расследовании, однако затем вмешался политический фактор: скандал осложнял отношения между Великобританией и Саудовской Аравией, сотрудничавших в области противодействия терроризму. «Против нашего расследования нашелся более сильный козырь - интересы национальной безопасности», - говорит Гарлик.

В середине 2008 г. Гарлик уходит из SFO, чтобы принять участие в различных проектах правительств разных стран. «Мне было очень грустно покидать SFO, - вспоминает она. - Мы работали там по призванию, а не ради денежных или карьерных соображений. Но остаться я не могла».

Особые полномочия

Сейчас Гарлик весьма востребованный специалист с богатым опытом. Она является прокурором с особыми полномочиями при правительстве Теркса и Кайкоса - заморской территории Великобритании в Карибском море. Под ее руководством команда правоохранителей и юристов расследует дела о коррупции, возбужденные по запросу следственной комиссии сэра Робина Олда в 2008 г. Кроме того, Гарлик - партнер юридической конторы Fulcrum Chambers, основанной при ее участии. В ее нынешнюю специализацию входят «крупные и сложные дела о мошенничестве, взяточничестве и коррупции, расследования финансовых преступлений, отслеживание и конфискация активов».

Хелен стремится не только использовать свой опыт, но и делиться им. На ноябрьском саммите Европейского парламента «Женщины в парламенте» она участвовала в инициированной компанией EY секции, посвященной проблеме коррупции, и консультировала женщин-парламентариев, занимающихся этой проблемой. «Я с особой заинтересованностью помогаю обучать правоохранителей из развивающихся стран, передавая им свои навыки на занятиях, построенных в форме ролевых игр», - говорит она. Коллеги охотно пользуются этим действительно богатым и разносторонним опытом.