Контент без лицензий

Минкомсвязи не станет заставлять контент-провайдеров получать специальные лицензии. Вместо этого их деятельность будет регулироваться законом «О связи»
Рассылка абонентам мобильного контента останется нелицензируемой услугой/ М. Стулов/ Ведомости

Представитель «Мегафона» отказался от комментариев.

Выросли на спаме. 68%

составил в 2013 г., по данным J'son & Partners, рост рынка sms-рассылок. Его объем - $101 млн в том числе благодаря всплеску sms-спама, произошедшему в 2013 г. Так, если в 2011 г. абонент «Вымпелкома» получал в среднем одно спам-сообщение в месяц, то в 2013 г. - уже 12

Поправки в законодательство, устанавливающие порядок и условия получения специальных лицензий для контент-провайдеров, разработанные Роскомнадзором, не прошли согласование в Минкомсвязи. Об этом «Ведомостям» рассказали сотрудники этих ведомств. По словам одного из них, Минкомсвязи назвало внесение изменений «неактуальным». Дело в том, что условия работы контент-провайдеров планируется прописать в отдельной части закона «О связи», поясняют собеседники «Ведомостей». Но, предполагают они, документ вряд ли будет предусматривать получение контент-провайдерами специальной лицензии.

Минкомсвязи уже вносило изменения в закон «О связи», в частности, в нем появилась такая формулировка: «Контентные услуги - это вид услуг связи, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности». Собеседник «Ведомостей», близкий к Роскомнадзору, объяснял значение этой фразы так: все компании, продающие контент абонентам мобильных операторов, должны получать специальную лицензию. Сейчас многие контент-провайдеры получают лицензии на телематические услуги связи, но заключить договор с оператором можно и без них. А вот без новой лицензии такой договор был бы недействительным.

Контентные услуги абонентам оказывают мобильные операторы, работающие по лицензии подвижной связи, поэтому Минкомсвязи посчитало, что отдельной лицензии не требуется, подтвердила представитель Минкомсвязи Екатерина Осадчая. Если бы контент-провайдеров все же заставили получать такие лицензии, им бы пришлось потратиться на закупку оборудования СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-рoзыскных мероприятий), говорят источник, близкий к одному из ведомств, и сотрудник крупного оператора связи. Кроме того, по их словам, каждому оператору пришлось бы тогда заключать с контент-провайдерами договоры присоединения, а это огромная юридическая нагрузка.

Председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова говорит, что для контент-провайдеров решение Минкомсвязи - это хорошая новость. Получение такой лицензии в довесок ко всем полученным ранее могло бы стать дополнительной бюрократической нагрузкой для компаний, замечает она. По мнению эксперта, новая лицензия вряд ли помогла бы операторам лучше бороться с мошенниками: по сути, они уже несколько месяцев сами следят за честностью своих партнеров.

Так МТС, чтобы оградить абонентов от мошенников, пересмотрела систему взаимодействия с контент-провайдерами, ввела строгие санкции для уличенных в мошенничестве поставщиков услуг, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. А с декабря 2013 г. оператор блокирует приходящие с чужих сетей sms с коротких и буквенных номеров, что привело к снижению количества жалоб абонентов на спам и мошенничество в 4,5 раза, говорит он.

«Вымпелком» возвращает клиентам все списанные средства при обнаружении нарушений в действиях контент-провайдеров, говорит его представитель Анна Айбашева. Оператор также устанавливает трехмесячный срок действия подписок на сервисы контент-провайдеров. Если по истечении этого срока абонент не подтвердил оператору, что хочет продолжать получать услугу, то подписка автоматически отключается, объясняет она.