Срок после перемирия

Обвиняемые в беспорядках на Болотной площади признаны виновными, но наказание назначат после Олимпиады. Это может означать, что оно будет суровым
Сергей Кузнецов/ РИА Новости

Замоскворецкий суд Москвы признал восьмерых участников «болотного дела» виновными в массовых беспорядках и применении насилия в отношении представителей власти. Это следует из приговора, который в пятницу начала оглашать председатель Замоскворецкого суда Наталия Никишина.

Оглашение было назначено на 12.00, но началось с трехчасовой задержкой, причины которой в суде никак не объяснили. По словам адвокатов, обвиняемых доставили в суд к назначенному сроку.

Судья вышла в зал с очень тонкой пачкой листов в руках и читала очень медленно, не торопясь закончить оглашение. Суд установил, что у подсудимых 6 мая «возник преступный умысел на участие в массовых беспорядках и применение насилия в отношении представителей власти». Они осознавали общественно опасный характер своих действий, сообщила судья, подробно описав, в чем именно эти действия заключались. Например, Ярослав Белоусов, «реализуя преступный умысел, в неустановленном месте в неустановленное время приобрел неустановленный шарообразный предмет желтого цвета». Этот предмет попал в полицейского Филиппова, «причинив ему телесную боль». Александра Духанина «не менее восьми раз бросила в сотрудников полиции фрагменты асфальтового покрытия и пустую бутылку», а Артем Савелов «грубо схватил» полицейского «за кисти рук и пытался втащить в толпу, причиняя физическую боль».

Ровно через час Никишина неожиданно прервала подсчет утраченных шлемов и туалетов и объявила перерыв до понедельника.

Суд явно тянул время, говорит депутат Госдумы Дмитрий Гудков, присутствовавший на оглашении приговора. Отсрочка, по его мнению, продиктована несколькими факторами, прежде всего - это события на Украине. Власть взяла тайм-аут, чтобы оценить последствия возможных решений, считает Гудков: очевидно, что решение по «болотному делу» определит вектор дальнейшего развития страны - продолжится ли «закручивание гаек» или, напротив, начнется поиск общественного консенсуса. Очевидно, что Украина сильно напугала Кремль, но какой там сделают вывод - неизвестно, отмечает Гудков. Кроме того, финал Олимпиады, период олимпийского перемирия - не лучшее время, чтобы вызвать волну критики за новых политзаключенных.

Судя по реакции на несанкционированный митинг у Замоскворецкого суда (за попытки нарушения общественного порядка, по данным столичного главка МВД, задержаны около 200 человек), реноме Олимпиады уже не сильно заботит власти, констатирует политолог Алексей Макаркин. А реакция на украинские события может спровоцировать предельно жесткое решение по «болотному делу», не исключает он.

Ранее прокурор запросил для обвиняемых от пяти до шести лет лишения свободы. Шесть лет - это примерно две трети от максимально возможной санкции по инкриминируемым статьям: за массовые беспорядки грозит до восьми лет лишения свободы, за сопротивление полиции - до пяти, при назначении общего наказания действует принцип частичного сложения.