От редакции: Уровень страха

А.Астахова/ Ведомости

Политическое судопроизводство в России не имеет ничего общего со справедливостью или состязательностью сторон, но позволяет оценить психологическое состояние власти. Приговоры восьми участникам «болотного дела» и массовые задержания сочувствующих - как раз такой маркер.

Жесткость задержаний свидетельствует о реальном испуге - после украинского майдана любая уличная активность пугает российскую власть. Относительная мягкость приговоров говорит о некотором замешательстве: на одной чаше весов был либеральный имидж олимпийской страны для внешнего использования, на другой - имидж сильной власти для использования внутреннего. Грубо говоря, власть сложила Олимпиаду в Сочи с украинской революцией и вывела среднее арифметическое - оно и стало приговором.

Вынесение приговора в Замоскворецком суде растянулось на два дня - пятницу и понедельник. В пятницу еще продолжалась как Олимпиада, так и революция, и с революцией было еще ничего не ясно. В понедельник судья Никишина приговорила семерых обвиняемых к реальным срокам от 2,5 до 4 лет лишения свободы; только Александра Наумова (Духанина) получила условный срок. Прокуратура требовала от пяти до шести лет. Осужденные давно под арестом и скоро смогут просить об условно-досрочном освобождении. Или о помиловании.

Приговоры мягкие относительно ожиданий, но о справедливости наказания говорить не приходится. Жесткими и массовыми были задержания на улице. В пятницу у здания суда задержали 200 человек и в понедельник - 234, по данным ОВД-инфо. Это самые массовые задержания после 6 мая 2012 г. Вчера задержания продолжились на Манежной площади, так что и показатель 6 мая мог быть перекрыт.

Доля задержанных относительно присутствовавших на улице оказалась высокой - вчера примерно около трети собравшихся попали в автозаки. ОМОН брал людей практически без разбора, как политических активистов, так и пожилых академиков (Комиссия общественного контроля за ходом и результатами реформ в сфере науки официально возмутилась задержанием академика РАН Виктора Васильева, члена комиссии Григория Колюцкого и журналиста Сергея Пархоменко). Некоторые из задержанных жаловались на избиения.

«Болотное дело», тянущееся больше полутора лет, изначально было неким активом власти. Главные дивиденды от такого актива власть получает, пока дело не закончено: устрашает население, торгуется с противниками внутри страны и партнерами за рубежом и т. д. Варианты завершения дела также имеют свою цену: скажем, 11 фигурантов были амнистированы ради «предолимпийской оттепели». Сложно сказать, каким был бы вчерашний приговор без майдана. После майдана российская власть решила подстраховаться и придумала приговор и нашим и вашим с возможностью дальнейшего смягчения.

Еще трое фигурантов «болотного дела» ждут суда, процесс предполагаемых организаторов Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева идет.