От редакции: Поворот трубы

Vincent Mundy/ Bloomberg

Вероятные санкции против России в сфере нефти и газа не могут заработать быстро и вряд ли дадут какой-то политический эффект сейчас, во время острой фазы украинского кризиса. Но обострение отношений между Россией и Украиной может ускорить давно наметившуюся перестройку рынка энергоресурсов в США и Европе.

Европа зависит от российского газа примерно на 30% и от нефти на 27%. Заместить импорт из России быстро не получится, причем зависимость от газа более драматична в силу длинных договоров на поставки трубопроводами «Газпрома». Российская ставка на «энергетическое оружие» в виде избыточных и дорогих газопроводов в Европу сегодня работает буквально. В мирное время можно было критиковать «Газпром» за неэффективность, неповоротливость, коррупцию при строительстве трубопроводов и т. д. - в военное время оказывается, что экспорт газа в Европу снижает вероятность санкций с ее стороны до минимальной.

Тем не менее в среднесрочной перспективе снижение зависимости от России становится для Европы очевидной задачей.

В начале недели в конгрессе США прозвучало сразу два заявления о необходимости помочь Европе освободиться от нефтегазовой зависимости от России. Фред Аптон, председатель комитета по энергетике и торговле палаты представителей, и Джон Бейнер, лидер республиканцев, предложили в связи с этим наращивать экспорт СПГ. Разговоры об отмене запрета на экспорт нефти (введенного в 1974 г., когда остановка поставок арабской нефти поставила под удар американскую экономику) не связаны с политикой. По мнению экспертов, нефтегазовая конъюнктура давно созрела для того, чтобы ориентироваться на экспорт.

Зависимость США от импорта нефти снижается (несколько лет назад он достигал 40%, а сегодня США обеспечивают себя собственной нефтью на 85%). До сих пор экспорт нефти возможен по лицензиям, и в последние годы их выдается все больше - 103 лицензии на поставку нефти за рубеж в 2013 финансовом году против 66 лицензий в 2012-м).

По мнению партнера компании RusEnergy Михаила Крутихина, отмены запретов на экспорт нефти и газа стоит ожидать уже в этом году. Экспортные СПГ-терминалы в США и соответствующая инфраструктура в Европе уже строятся. Но пока Европе нечем заменить газ «Газпрома». Впрочем, могут быть действенными финансовые и административные санкции при строительстве «Южного потока», считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. В условиях конфликта с Украиной не исключена остановка транзита через ее территорию, и тогда «Северного потока» не хватит для прокачки законтрактованных объемов; у «Газпрома» будут проблемы с выручкой, а у бюджета - с доходами.

«Газпром» попробует компенсировать потери на востоке: планируется 30-летний контракт с Китаем, предполагающий поставки 38 млрд куб. м восточносибирского газа в год. Так что в долгосрочной перспективе речь может идти о все более отчетливом разделении рынка энергоресурсов на восток и запад. Не беремся утверждать, что это обернется для России гарантированной выгодой.